ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело N 3-602/2016
17 августа 2016 года г. Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Фархутдиновой Г.Р.,
при секретаре Ханановой А.Т.,
с участием представителя административного истца ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" - Нечаева А.Н., представителя административного ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Габдрафиковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес площадью ... кв.м. Кадастровая стоимость данного земельного участка определена в размере ... рублей. Между тем, согласно отчету ИП Захарова И.А. N6-16 от 10 марта 2016 года по состоянию на 29 июля 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет ... рублей.
Административный истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, не соответствуют рыночной стоимости, что приводит к необоснованно завышенной стоимости арендной платы за земельный участок.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан N199 от 26 апреля 2016 года заявление ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка было отклонено.
Административный истец, полагая себя лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес, площадью ... кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2014 года в размере ... рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу, представителем административного истца ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" требования были уточнены, он просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, площадью ... кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2014 года в размере ... рублей.
Представитель административного истца ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" Нечаев А.Н., действующий по доверенности от 07 июня 2016 года, в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил суд установить рыночную стоимость спорного земельного участка в размере ... руб., определенном заключением судебной экспертизы. Суду пояснил, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, значительно превышающая рыночную стоимость, нарушает права и обязанности Общества как арендатора земельного участка, поскольку размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административных ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Габдрафикова Г.Ф., действующая по доверенностям от 08 августа 2016 года, 11 января 2016 года, просила суд в удовлетворении требований ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" отказать по тем основаниям, что снижение размера кадастровой стоимости отрицательно скажется на бюджете. Возражений относительно проведенной по делу судебной экспертизы не высказала.
В судебное заседание представители административных ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 названного Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства ресторана, что подтверждается Договором аренды земельного участка N884-14 от 29 августа 2014 года. Расчет арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
По настоящему делу ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных Государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает его права как плательщика арендной платы.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 02 апреля 2014 года, имеет вид разрешенного использования "Для проектирования и строительства ресторана" категории земель населенных пунктов и площадью ... кв.м.
При постановке на государственный кадастровый учет у данного земельного участка отсутствовал вид разрешенного использования, в связи с чем, произвести расчет кадастровой стоимости не предоставлялось возможным.
В соответствии с постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июля 2014 года N3059, поступившего в порядке информационного взаимодействия, в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) 29 июля 2014 года по указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования "Для проектирования и строительства ресторана".
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N316, для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель с периодичностью не реже одного раза в 5 лет. Государственная кадастровая оценка земель (далее - ГКОЗ) основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального (разрешенного) использования.В связи с тем, что указанному земельному участку вид разрешенного использования был установлен (29 июля 2014 года) после даты формирования Перечня объектов оценки (сформирован по состоянию на 01 июня 2014 года), подлежащих ГКОЗ в 2014 году, его кадастровая стоимость не была определена в рамках выполнения оценочных работ, и соответственно, постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 01 июня 2014 года" не утверждена.
После утверждения постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 результатов ГКОЗ городского округа город Уфа Республики Башкортостан, кадастровая стоимость данного земельного участка была пересчитана в соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N222, которым установлено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Таким образом, при пересчете кадастровой стоимости согласно п.2.4. Методики был применен актуализированный удельный показатель кадастровой стоимости 5-ой группы видов "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (п.1.2.5 Приказа Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N39) в размере 15 530,86 руб./кв.м., утвержденный постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 5860 от 30 декабря 2014 года.
В результате кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составила ... руб., определена по состоянию на 29 июля 2014 года (дата внесения в ГКН сведений о виде разрешенного использования), рассчитана и утверждена в Акте определения кадастровой стоимости от 22 января 2015 года и внесена в ГКН 27 января 2015 года.
В обоснование заявленных требований ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" представило отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, подготовленный ИП Захаровым И.А. N6-16 от 10 марта 2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... по состоянию на 29 июля 2014 года составляет ... рублей.
Также административным истцом суду представлено положительное экспертное заключение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N762/2016 от 15 марта 2016 года, согласно которому вышеуказанный отчет ИП Захарова И.А. N6-16 от 10 марта 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 28 марта 2016 года ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" было подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Решением комиссии N199 от 26 апреля 2016 года заявление ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" отклонено в связи с несоответствием представленного заявителем отчета об определении рыночной стоимости земельных участков требованиям статьи 11 Закона об оценке, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки, а также отличием определенной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости от установленной кадастровой стоимости на 61 %, то есть более чем на 30%.
При таких обстоятельствах судом назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ".
Согласно заключению эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ" N74/07-2016 кс от 21 июля 2016 года по состоянию на 29 июля 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... составляет ... рублей.
Достоверность выводов, содержащихся в вышеуказанном заключении эксперта ООО Центр независимых экспертиз "Суд-Информ" N74/07-2016 кс от 21 июля 2016 года, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспаривалась. Ранее какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии экспертного заключения установленным требованиям, лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приводились.
Суд, оценивая вышеуказанное заключение эксперта в качестве доказательства по настоящему делу, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным, поскольку заключение подготовлено квалифицированным экспертом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
Положения статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" как арендатора земельного участка, поскольку определение в отношении спорного земельного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на его обязанность по уплате арендной платы и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости исходя из выводов судебной экспертизы, и считает возможным установить рыночную стоимость данного земельного участка по состоянию на 29 июля 2014 года в размере ... рублей.
В силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО "СУ-1 ОАО "Госстрой" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поданное в Верховный Суд Республики Башкортостан 07 июня 2016 года после обращения 28 марта 2016 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства ресторана, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: адрес, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июля 2014 года в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Р. Фархутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.