Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Сударьковой Е.В., Потехиной О.Б.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Переверзева "данные изъяты" к ГУ МВД России по Красноярскому краю о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю - Космачевой Е.С.,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 мая 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования Переверзева "данные изъяты" удовлетворить.
Обязать ГУ МВД России по Красноярскому краю назначить Переверзеву "данные изъяты" пенсию за выслугу лет с 08.10.2015 г.
Взыскать с ГУ МВД России по Красноярскому краю в пользу Переверзева "данные изъяты" расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Переверзев Д.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет. Свои требования истец мотивировал тем, что является пенсионером УМВД Республики Украина с 10.12.2007, в настоящее время переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. Решением УФМС России по Красноярскому краю от 27.08.2015 он приобрел гражданство РФ упрощенном порядке. В соответствии с нормами действующего законодательства и межгосударственных соглашения с государствами, входившими в состав бывшего СССР, имеет право на пенсионное обеспечение, установленное для сотрудников органов внутренних дел РФ.
08.10.2015 он обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, представив пенсионное дело, свидетельство о регистрации по месту пребывания, копии всех необходимых документов. Ответчиком в назначении пенсии ему отказано со ссылкой на отсутствие регистрации по месту жительства. Считает отказ в назначении пенсии незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение. На основании свидетельства от 25.09.2015 года он зарегистрирован по месту пребывания по адресу "данные изъяты" на срок с 22.09.2015 по 22.09.2018, где постоянно проживает, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации не имеет ввиду отсутствия принадлежащего на праве собственности жилого помещения. Собственником квартиры, где он зарегистрирован по месту пребывания является его отец, который не дает согласие на оформление регистрации по месту жительства. Несмотря на это, квартира по "данные изъяты" является его местом жительства на территории РФ.
Просит обязать ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет, начиная с даты обращения с 08.10.2015 года, обязать ответчика произвести перерасчет суммы пенсии, не полученной своевременно по вине ответчика, взыскать в свою пользу судебные издержки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции, как вынесенное с нарушением норм материального права. Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что у истца отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ, имеется только регистрация по месту пребывания, что не дает права на назначение пенсии на территории РФ в соответствие с Соглашением стран Содружества Независимых государств от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения".
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Космачевой Е.С., действующей на основании доверенности от 12.01.2015 г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Переверзева Д.А., полгавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению принятого по делу решения суда.
Согласно ст.1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Статьей 4 названого Закона установлено, что пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших, службу в органах внутренних дел других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми РФ либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств которое подписано и вступило в силу для Российской Федерации 09.07.1999 г., для Украины - 10.04.1996 г.
Данное Соглашение основано на Соглашении от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого, правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Соглашением от 13.03.1992 года предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (статья 7).
Статьей 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 г. предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
В силу ст.3 Соглашения, расходы по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и их семей и обязательному государственному страхованию сотрудников органов внутренних дел осуществляются Сторонами за счет их бюджетов без взаимных расчетов между ними.
Органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения (далее - Уполномоченные Органы), выступают министерства внутренних дел Сторон (ст.4 Соглашения).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Переверзев Д.А. проходил службу в вооруженных силах, органах внутренних дел Украины, проживал в г. Луганске Украины, с 10.12.2007 уволен из кадров МВД по ограниченному состоянию здоровья, истцу была назначена пенсия за выслугу лет.
В июле 2014 года истец выехал с территории Украины на территорию Российской Федерации на постоянное место жительство. 05.11.2014 года УФМС России по Красноярскому краю истцу выдано разрешение на временное проживание сроком действия с 25.11.2014 по 05.11.2017 по адресу "данные изъяты".
13.05.2015 истец обратился с заявлением в Посольство Украины в Российской Федерации об отказе от гражданства Украины.
Решением УФМС России по Красноярскому краю от 27.08.2015 года истец принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в соответствии с частью 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". 18.09.2015 ОУФМС России по Красноярскому краю в Советском районе г. Красноярска истцу выдан паспорт гражданина РФ. В соответствии со свидетельством N4743 от 25.09.2015, Переверзев Д.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу "данные изъяты".
08.10.2015 истец обратился в ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Письмом от 20.10.2015 истцу разъяснено, что необходимым условием для реализации права на получение пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание на ее территории, при этом регистрация по месту пребывания не может рассматриваться как постоянное проживание в РФ и служить основанием для назначения пенсии. В связи с чем, истцу предложено представить паспорт с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает и имеет регистрацию на территории Российской Федерации, по прежнему месту жительства истца на Украине выплата пенсии была прекращена 31.07.2014 г., При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали достаточные основания для отказа истцу в назначении пенсии за выслугу лет.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения пенсионных прав истца, суд первой инстанции, правомерно возложил на ответчика обязанность по назначению Переверзеву Д.А. пенсии за выслугу лет с 08.10.2015 года.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие регистрации по месту жительства является препятствием для назначения пенсии за выслугу лет бывшего сотруднику ОВД, судебная коллегия считает не состоятельными, поскольку как правильно указал суд первой инстанции в соответствии со ст. 56 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 " О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы и их семей" выплата пенсий производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионеров в пределах Российской Федерации пенсионным органом федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляется по новому месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Таким образом, назначение и выплата пенсий сотрудникам органов внутренних дел, не связана с регистрацией по месту жительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права истца на пенсионное обеспечение по выслуге лет нарушены ответчиком и подлежат восстановлению путем возложения на ответчика обязанности по назначению такой пенсии с момента обращения истца за ее назначением.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ, самостоятельными основаниями для отмены принятого по делу решения, судом первой инстанции при разрешении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 10 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю - Космачевой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.