Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Бойченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы N130 г. Челябинска по жалобе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N130 г. Челябинска на решение судьи Ленинского районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2016 года,
установил:
постановлением N 030037 заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору З.А.В ... от 16 апреля 2015 года муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N130 г. Челябинска (далее - МАОУ СОШ N130 г. Челябинска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением N030037 главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору К.А.И ... от 02 июля 2015 года постановление N030037 о назначении административного наказания от 16 апреля 2015 года изменено, сумма назначенного административного наказания в виде административного штрафа снижена до 75000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2016 года указанные постановление и решение оставлены без изменения, жалоба МАОУ СОШ N130 г. Челябинска - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, МАОУ СОШ N130 г. Челябинска просит постановление о назначении административного наказания от 16 апреля 2015 года, решением от 02 июля 2015 года, судебное решение отменить и прекратить производство по делу. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что в решении судом указано неверное наименование юридического лица - МАОУ СОШ N130,
решение было вынесено 10 февраля 2016 года, однако, на сайте указана дата последнего судебного заседания по делу 17 февраля 2016 года, в ходе судебного заседания было документально подтверждено, что основная часть нарушения устранена, единственным неустранимым нарушением остался пункт об отсутствии эвакуационного выхода с 3-го этажа здания, он есть, но находится в аварийном состоянии, устранение данного нарушения требует значительных финансовых затрат, МАОУ СОШ N130 г. Челябинска является бюджетным учреждением, неоднократно обращались с письмами к учредителю о выделении денежных средств на ремонт эвакуационного выхода, в условиях финансового кризиса денежные средства были выделены только на обслуживание установок пожарной сигнализации в помещениях. На сегодняшний день денежные средства выделены. Полагает, что все возможные действия для устранения нарушения были предприняты, в связи с чем вина отсутствует.
Законный представитель МАОУ СОШ N130 г. Челябинска Машкина М.П., защитник Коновальцева Р.И. в судебном заседании настаивали на доводах жалобы по основаниям, изложенным в ней.
Представитель отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, в связи с чем на основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение городского суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и
строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 27 марта 2015 года на основании распоряжения от 05 февраля 2015 года N190 была проведена плановая выездная проверка соблюдения МАОУ СОШ N130 г. Челябинска требований пожарной безопасности.
Согласно акту проверки N190 от 27 марта 2015 года в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и помещениях МАОУ СОШ N130 г. Челябинска по адресу: г.Челябинск, ул. Барбюса, 79Б, которые подпадают под действие частей 1,3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении МАОУ СОШ N130 г. Челябинска 30 марта 2015 года государственным инспектором отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору А.Д.Н ... составлены протоколы N711, N712, N713 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
16 апреля 2015 года заместитель главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору З.А.В.., рассмотрев протоколы N711, N712, N713 об административных правонарушениях, и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания N 030037, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших
совершению административного правонарушения N 030037.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность МАОУ СОШ N130 г. Челябинска подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах N711, N712, N713 об административных правонарушениях, актом проверки N190 от 27 марта 2015 года, распоряжением N190 от 05 февраля 2015 года, представлением N030037 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Выводы суда о доказанности вины МАОУ СОШ N130 г. Челябинска в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении жалобы МАОУ СОШ N130 г. Челябинска на постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности N3 по пожарному надзору дело проверено в полном объеме, в решении от 10 февраля 2016 года судом дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения МАОУ СОШ N130 г.Челябинска к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Требования статей 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных ст.20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в постановлении о назначении административного наказания.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются
оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При этом с субъективной стороны нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки законным представителем МАОУ СОШ N130 г. Челябинска Машкиной М.А. не оспаривались, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица. Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется.
Доводы жалобы о том, что в решении судом указано неверное наименование юридического лица - МАОУ СОШ N130, решение было вынесено 10 февраля 2016 года, однако, на сайте указана дата последнего судебного заседания по делу 17 февраля 2016 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются.
Доводы жалобы о том, что в ходе судебного заседания было документально подтверждено, что основная часть нарушения устранена, единственным неустранимым нарушением остался пункт об отсутствии эвакуационного выхода с 3-го этажа здания, он есть, но находится в аварийном состоянии, устранение данного нарушения требует значительных финансовых затрат, МАОУ СОШ N130 г. Челябинска является бюджетным учреждением, неоднократно обращались с письмами к учредителю о выделении денежных средств на ремонт эвакуационного выхода, в условиях финансового кризиса денежные средства были выделены только на обслуживание установок пожарной сигнализации в помещениях, на сегодняшний день денежные средства выделены, все возможные действия для устранения нарушения были предприняты, в связи с чем вина отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о том, что МАОУ СОШ N130 г. Челябинска были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, МАОУ СОШ N130 г. Челябинска не представлено.
Недостаточное финансирование не может служить обстоятельством, исключающим вину МАОУ СОШ N130 г. Челябинска в совершении административного правонарушения.
Занимая помещение МАОУ СОШ N130 г. Челябинска и используя его по назначению в качестве образовательного учреждения, МАОУ СОШ N130 г. Челябинска в любом случае обязано обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица органа пожарного надзора и суда о виновности МАОУ СОШ N130 г. Челябинска в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Вопреки утверждению доводов жалобы, с учетом характера правонарушения, степени его реальной угрозы для жизни и здоровья людей, общественной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания административного наказания несоразмерным не имеется.
Срок и порядок привлечения МАОУ СОШ N130 г. Челябинска к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, решения должностных лиц органа пожарного надзора и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда г.Челябинска от 10 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы N130 г. Челябинска оставить без изменения, жалобу муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N130 г. Челябинска - без удовлетворения.
Судья А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.