Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу Косова A.M. на решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 мая 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косова А.М.,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору К.Н.С ... N030961 от 28 декабря 2015 года главный врач ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косов A.M. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 25 мая 2016 года, постановление должностного лица остановлено без изменения, жалоба Косова A.M.- без удовлетворения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, Косов A.M. просит их отменить, считая незаконными.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу решений не нахожу.
В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
В силу ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с требованиями ст. 37 названного Закона руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 03.07.2006г. N 277л на должность главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" назначен Косов A.M.
Проведенной прокуратурой города Челябинска совместно со специалистом ОНД N 3 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области выездной проверкой 01 декабря 2015года с 10 час.00 мин. до 15 час.00 мин. установлено, что ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" в зданиях, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, д.2 "а", нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение п. 3 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 ПНР, ст. ст. 32, 34, 36 Приказа МЧС России от 12 декабря 2007 года N 645 не пройдено обучение заведующими отделений пожарно-техническому минимуму по разработанным и утверждённым в установленном порядке специальным программам;
- в нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) в первом корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение п. 57 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 ПНР, ч.4 ст. 107 Технического регламента в 1-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" пожарные шкафы N 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 14, 15 выполнены из горючих материалов;
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 1-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение п. 61 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 ПНР руководитель организации не обеспечил исправное состояние во 2-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" автоматической пожарной сигнализации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента во 2-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК" "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 во 2-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 во 2-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" на 2-м этаже в 10-м отделении дверь лестничной клетки не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента во 2-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" на 2-м этаже в 20-м отделении противопожарная дверь кастелянской комнаты не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента, во 3-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 3-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 3-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 14-м отделении противопожарная дверь кастелянской комнаты не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч. 3 ст.4 Технического регламента, п. 4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 в 3-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 22-м отделении дверь лестничной клетки не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента, в 4-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.2 ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 4-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 1-м отделении противопожарная дверь кастелянской не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 9-м отделении противопожарная дверь кастелянской не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" в 11-м отделении противопожарная дверь кастелянской не
имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.2.7 Свода правил СП 1.13130.2009 в 5-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" между в 21-м и 8-м отделениями дверь лестничной клетки не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента в 6-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 6-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 6-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 19-м отделении противопожарная дверь кастелянской не имеет устройства для самозакрывания;
- в нарушение ч.7 ст.83 Технического регламента в 7-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" отсутствует система ПАК "Стрелец-Мониторинг";
- в нарушение ч.З ст.4 Технического регламента, п. 4.3.1 Свода правил СП 1.13130.2009 в 7-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение путей эвакуации;
- в нарушение ч.8 ст.88 Технического регламента в 7-м корпусе ГБУЗ "ОКСПНБ N1" в 27-м отделении противопожарная дверь кастелянской не имеет устройства для самозакрывания.
Выявленные в ходе проверки в помещениях ГБУЗ "ОКСПНБ N1" нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в акте проверки и сообщении начальника ОНД N3 о выявленных нарушениях пожарной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности 10 декабря 2015 года прокурором города Челябинска в отношении главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косова А.М. возбуждено дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факты допущенных нарушений требований пожарной безопасности и виновность главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косова A.M. в совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в постановлениях прокурора города Челябинска о возбуждении дел об административных правонарушениях от 10 декабря 2015 года по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, актом проверки от 01 декабря 2015 года, сообщением начальника ОНД N3 о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности от 08 декабря 2015 года и другими материалами дела.
Указанным доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что главным врачом ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косовым A.M. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что нарушения устранены, ссылки на недостаточное финансирование, являлись предметом рассмотрения судей, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебных решениях, оснований для переоценки выводов судей не имеется.
Как правильно указал судья областного суда, недостаточное финансирование, само по себе, не свидетельствует об отсутствии вины главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, доказательств наличия причин, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, не представлено. Устранение нарушений после их выявления также не является основанием для признания незаконным вынесенного по делу постановления.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.
Постановления прокурора города Челябинска о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ т ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ, соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в них отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях государственным инспектором отдела надзорной деятельности N 3 по пожарному надзору 28 декабря 2015 года в соответствии с требованиями ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ с участием Косова A.M. вынесено постановление N 030961, в котором содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушений, квалификация деяния. Копия постановления вручена Косову A.M. в установленном законом порядке.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3, 4.4 КоАП РФ.
Утверждения в жалобе о том, что указанные выше нарушения в ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" никакой общественной опасности, вреда не повлекли, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.
Так, рассматриваемое административное правонарушение посягает на общественную безопасность, нарушение требований пожарной безопасности допущено на территории лечебного, стационарного учреждения. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам жалобы Косова A.M. дана полная и объективная оценка.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела также не допущено.
Жалоба заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 13 апреля 2016 года и решение судьи Челябинского областного суда от 25 мая 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.4, частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача ГБУЗ "ОКСПНБ N 1" Косова А.М. оставить без изменения, жалобу Косова A.M. - без удовлетворения.
Заместитель председателя областного суда
Н.В.Козлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.