Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Корчагиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июля 2016 года в Челябинске гражданское дело по иску Пономаревой М.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска о признании права на досрочную страховую пенсию с апелляционной жалобой Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2016 года.
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска Щуровой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца Пономаревой М.В. - Мельниковой Н.И. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарева М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска (далее по тексту УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска) о признании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска от 20 мая 2015 года N 141328/15 незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 февраля 2015 года.
В обоснование исковых требований указала, что 20.02.2015 года обратилась УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако решением УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска от 20.05.2015 года N 141328/15 в
установлении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком не были включены в специальный страховой стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы: с 01 апреля 1991 года по 05 августа 1992 года в **** в должности ****; с 10 июля 1995 года по 20 января 1997 года в должности **** в ****; с 17 февраля 1997 года по 31 марта 1997 года в должности **** в ****; период нахождения в отпуске **** с **** года по **** года; период работы с 19 августа 2002 года по 27 сентября 2004 года в должности **** в ****, периоды обучения на заочном отделении в **** с 13 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 15 января 2004 года по 04 февраля 2004 года, с 07 июня 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 01 января 2005 года по 05 февраля 2005 года, с 15 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, с 04 июня 2007 года по 29 июня 2007 года, с 21 января 2008 года по 09 февраля 2008 года, с 04 мая 2008 года по 30 июня 2008 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 2008 года по 19 декабря 2008 года, с 20 мая 2013 года по 05 июня 2013 года, с 13 июня 2013 года по 14 июня 2013 года; в календарном порядке период работы в **** в должности **** с 24 марта 1994 года по 27 июля 1994 года и 24 августа 1994 года по 20 июня 1995 года, период с 21 февраля 2001 года по 18 августа 2002 года нахождения в отпуске без сохранения заработной платы. Отказ ответчика во включении указанных периодов в специальный стаж является незаконным.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил частично. Признал решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска от 20 мая 2015 года N 141328/15 об отказе Пономаревой М.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным. Обязал Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска включить в специальный страховой стаж Пономаревой М.В. в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы с 10 июля 1995 года по 20 января 1997 года в должности **** в ****, период нахождения в **** с **** года по ****
года, период работы с 19 августа 2002 года по 27 сентября 2004 года в должности **** в ****, периоды обучения на заочном отделении в Медицинской академии с 01 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 01 января 2005 года по 05 февраля 2005 года, с 15 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, с 04 июня 2007 года по 29 июня 2007 года, с 21 января 2008 года по 09 февраля 2008 года, с 04 мая 2008 года по 30 июня 2008 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 2008 года по 19 декабря 2008 года, с 20 мая 2013 года по 05 июня 2013 года, с 13 июня 2013 года по 14 июня 2013 года; в календарном порядке период работы в **** в должности **** с 24 марта 1994 года по 27 июля 1994 года и 24 августа 1994 года по 20 июня 1995 года. Обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе города Челябинска назначить Пономаревой М.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 20 февраля 2015 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что в резолютивной части решения на ответчика возложена обязанность включить в специальный страховой стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с 01 августа 1999 года по 25 ноября 1999 года, в то время как из текста решения следует, что "в специальный стаж истца в льготном порядке пенсионным органом правомерно не включен период с 01 августа 1999 года по 25 ноября 1999 года" (стр.4), "в период с 01 августа 1999 года по 25 ноября 1999 года Пономарева М.В. находилась в отпуске ****, в связи с чем, периоды отпуска ****, не могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении". Оснований для включения периодов работы в **** с 24 марта 1994 года по 27 июля 1994 года и с 24 августа 1994 года по 20 июня 1995 года не имеется, поскольку в установленный законом 3-х месячный срок не представлены документы, подтверждающие в каком структурном подразделении осуществлялась трудовая деятельность истца. Не подлежит включению в специальный стаж истца в льготном порядке период работы с 10 июля 1995 года по 20 января 1997 года в должности **** в ****, поскольку документально не подтверждена занятость истца в указанный период в
отделениях, предусмотренных Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781. Также не подлежат включению в специальный стаж периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы - 29 ноября 1995 года, а также с 05 февраля 2004 года по 24 февраля 2004 года, период работы с 19 августа 2002 года по 27 сентября 2004 года в должности **** в **** с применением льготного порядка исчисления 1 год как 1 год 6 месяцев, поскольку **** к **** не относится. Периоды нахождения на заочном обучении, курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку фактически трудовая деятельность не осуществлялась. Кроме того, у суда не имелось оснований для повторного включения в специальный стаж истца периода с 01 января 2005 года по 09 января 2005 года, поскольку этот период включен пенсионным органом. С учетом периодов работы, которые УПФР обязано включить на основании решения, стаж на соответствующих видах работ на 20.02.2015 года составит 28 лет 04 месяца 16 дней, что является недостаточным для установления досрочной страховой пенсии по старости.
Истец Пономарева М.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.02.2015 года Пономарева М.В. обратилась в УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР в Курчатовском районе г. Челябинска от 20.05.2015 года N 141328/15 в установлении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 16).
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, не были включены в специальный
страховой стаж в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев периоды работы: с 01 апреля 1991 года по 05 августа 1992 года в **** в должности ****; с 10 июля 1995 года по 20 января 1997 года в должности **** в ****; период с 17 февраля 1997 года по 31 марта 1997 года в должности **** в центре ****; период нахождения в отпуске **** с **** года по **** года; период работы с 19 августа 2002 года по 27 сентября 2004 года в должности **** в ****, периоды обучения на заочном отделении в **** с 13 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 15 января 2004 года по 04 февраля 2004 года, с 07 июня 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 01 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 01 января 2005 года по 05 февраля 2005 года, с 15 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, с 04 июня 2007 года по 29 июня 2007 года, с 21 января 2008 года по 09 февраля 2008 года, с 04 мая 2008 года по 30 июня 2008 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 декабря 2008 года по 19 декабря 2008 года, с 20 мая 2013 года по 05 июня 2013 года, с 13 июня 2013 года по 14 июня 2013 года; в календарном порядке период работы в **** в должности **** с 24 марта 1994 года по 27 июля 1994 года и с 24 августа 1994 года по 20 июня 1995 года, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 21 февраля 2001 года но 18 августа 2002 года (л.д. 17-24).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Кроме того, по выбору застрахованного лица могут применяться за период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лег в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 (в редакции постановления Правительства РФ от 19.02.2001 года N 130).
За период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно - Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, приказ Министерства здравоохранения РФ N 377 от 15.10.1999 года "Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения", приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения".
За периоды до 01.01.1992 года (либо до 01.10.1993 года по выгодному варианту) - Перечень учреждений, организация и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397.
Из материалов дела следует, что при оценке пенсионных прав Пономаревой М.В. пенсионным органом по наиболее выгодному для застрахованного лица варианту применялся Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работ, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781. Специальный трудовой стаж Пономаревой М.В. составил 23 года 10 месяцев 7 дней.
Оценивая по данному варианту пенсионные права Пономаревой М.В., судебная коллегия приходит к выводу, что из спорных периодов в специальный стаж истца подлежал включению в календарном исчислении период ее работы с 01.04.1991 года по 05.08.1992 года ****, Усинского районного территориального объединения (в настоящее время ****").
Наименование должности "медицинская сестра" предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно справки **** от 23.04.2015 года N 3 **** переименована в ****с 20 июня 1991 года решением Исполкома N 6/371 от 20.06.1991 года, которое с 21 февраля 1995 года переименовано в **** решением Городской администрации N 198 от 21.02.1995 года, которое с 26 марта 2001 года переименовано в Муниципальное учреждение "****" постановлением главы администрации МО г.Усинск N 297 от 26.03.2001 года. Муниципальное учреждение "****" постановлением Правительства Республики Коми N 565 от 20.06.2012 года переименовано с 20 декабря 2012 года в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "****" ( л.д.96).
Таким образом, из указанной справки следует, что **** неоднократно переименовывалась без изменения направления ее деятельности.
Вместе с тем, изменение организационно правовой формы лечебного учреждения, принадлежность его имущества, подведомственность само по себе не предполагают различий в условиях и характере профессиональной
деятельности работников и не свидетельствуют о существований таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционных прав этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит положения ст. ст. 19 (чч. 1, 2), 39 (ч.1 и ч.2) и 55 (ч.2 и ч.З) Конституции РФ.
Формальное несоответствие наименования учреждения, в котором работала истица, возникшее в связи с изменением организационно-правовой формы без изменения направлений, целей и задач самого учреждения, наименованию учреждений, поименованных в соответствующих Списках, не должно умалять гарантированное Конституцией РФ право на пенсионное обеспечение и не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах отказ пенсионного органа во включении в специальный стаж истца периода работы с 20.06.1991 года но 05.08.1992 года (01-01-16) **** Усинского районного территориального объединения является незаконным.
Вместе с тем, требования истца о включении всего периода работы в **** с 01.04.1991 года по 05.08.1992 года в льготном исчислении удовлетворению не подлежали, поскольку в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, право на льготное исчисление стажа предоставлено медицинским сестрам палатным, в том числе старшим, медицинским сестрам-анестезистам, работающим в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Пономарева М.В. работала в ****, которые правом на льготное исчисление стажа не пользовались.
Отказав истцу в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 20.06.1991 года по 05.08.1992 года в льготном исчислении, суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о необходимости включения данного периода в календарном исчислении. Учитывая, что предметом настоящего спора является продолжительность специального стажа истца, судебная коллегия считает необходимым решение суда в указанной части отменить, принять новое решение о включении в специальный стаж Пономаревой М.В. периода работы с 20.06.1991 года по 05.08.1992 года в календарном исчислении.
Из материалов пенсионного дела следует, что периоды работы Пономаревой М.В. с 10.07.1995 года по 28.11.1995 года, с 30.11.1995 года по 02.09.1996 года, с 28.11.1996 года по 20.01.1997 года **** в **** включены в специальный стаж Пономаревой М.В. в календарном порядке.
Рассматривая требования истца о льготном исчислении стажа за данный период, суд первой инстанции в мотивировочной части решения пришел к выводу о законности включения указанного периода в календарном порядке, однако в резолютивной части решения указал на льготный характер включения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом о льготном характере исчисления стажа.
Утвержденным постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781 Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, право на льготное исчисление стажа предоставлено медицинским сестрам палатным, в том числе старшим, медицинским сестрам-анестезистам, работающим в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Поскольку истица документально не подтвердила работу в ****, либо ****, оснований для включения спорного периода работы в льготном исчислении у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом судебная коллегия учитывает, что работодатель - **** - в своем письме от 17.11.2014 года N 1064 подтвердил правильность наименования должности и структурного подразделения, указанных в трудовой книжке Пономаревой М.В., отказав ей в изменении наименования структурного подразделения ( л.д.103).
Суд, отказывая во включении периода работы Пономаревой М.В. с
17.02.1997 года по 31.03.1997 года **** в **** в льготном порядке, указал, что ответчик при оценке пенсионных прав Пономаревой М.В. применил льготное исчисление стажа.
Указанный вывод суда противоречит материалам дела, поскольку спорный период засчитан пенсионным органом в календарном порядке в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Такое включение соответствует закону, поскольку наименование должности истца и структурного подразделения больницы не соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. При таких обстоятельствах требования истца о включении в льготном порядке периода работы с 17.02.1997 года по 3 1.03.1997 года удовлетворению не подлежали.
Удовлетворяя требования истицы о включении периодов работы с 01.08.1999г. по 25.11.1999г. в должности **** в ****в ее специальный трудовой стаж в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что истица находилась в отпуске ****, который подлежит включению в специальный стаж в том же порядке, что и период, предшествующий такому отпуску.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует положениям законодательства, регулирующего вопросы исчисления специального стажа в связи с лечебной деятельностью.
Ответчиком не оспаривается, материалами дела подтверждается, что наименование должности и структурного подразделения, в которых работала Пономарева М.В., соответствует Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения п должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно, в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной
нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года N 13-6 (в редакции от 15 апреля 1992 года)), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25 июня 1996 года, служил документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
При льготном исчислении стажа за указанный период его продолжительность составит 5 месяцев 22 дня, из которых подлежит исключению кален/гарная продолжительность 3 месяца 25 дней, в результате чего к специальному стажу истцу необходимо прибавить 1 месяц 27 дней.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в льготном порядке периода отпуска **** с **** года по **** года в специальный стаж Пономаревой М.В., суд первой инстанции исходил из того, что действующим в настоящее время трудовым и пенсионным законодательством не предусмотрено включение такого периода в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающихся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как разъяснено в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Пономаревой М.В. после внесения изменений в КЗоТ РСФСР, не предусматривающих включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске ****, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Правильным является и решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований истца о включении в календарном порядке периода нахождения отпуска без сохранения заработной платы с 21.02.2001 года по 18.08.2002 года, поскольку действующее пенсионное законодательство такую возможность исключает.
Решение в указанной части сторонами не обжаловано.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в специальный стаж истца периода работы Пономаревой М.В. **** в **** с 24.03.1994 года по 27.07.1994 года и с 24.08.1994 года по 20.06.1995 года, суд исходил из того, что возможность включения данных периодов предусмотрена абзацем 3 части второй Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он основан на неверной оценке доказательств по делу и неправильном применении норм материального права.
Из трудовой книжки истца, архивной справки Центрального архива внутренних войск МВД России от 14 марта 2016 года ( л.д.186) следует, что Пономарева М.В. не проходила службу в ****, а была принята на работу, т.е. военнослужащей не являлась. При таких обстоятельствах абзац 3 части второй Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 применению не подлежал. Кроме того, суд не учел, что оценка пенсионных прав Пономаревой М.В. возможна либо с применением Списка N 781 от 29 октября 2002 года, либо с применением Списков, действовавших на период работы лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение. Смешанное применение таких Списков не предусмотрено.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения с государственных и муниципальных - учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, также предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических
отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей)
Согласно разъяснениям пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из записей в трудовой книжке и архивной справки Центрального архива внутренних войск МВД России от 14 марта 2016 года следует, что 24.03.1994 года Пономарева М.В. принята временно на работу и назначена ****, уволена 27.07.1994 года, после чего 24.08.1994 года принята временно на работу ****. Приказом начальника внутренних войск МВД России от 11 ноября 1994 года N **** объявлены штаты ****, в штате значится медицинский пункт. Приказом командира **** от 20.06.1995года **** Пономарева М.В. уволена 20.06.1995 года.
Таким образом, документально подтверждена работа Пономаревой М.В. **** лишь с 11.11.1994 года по 20.06.1995 года (7 месяцев 10 дней), в связи с чем данный период в соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, подлежит включению в
специальный стаж истца в календарном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в льготном порядке периода работы с 19.08.2002 года по 27.09.2004 года **** в ****, суд исходил из тождественности должностных обязанностей ****) и ****.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку установление тождественности различных наименований должностей не допускается (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781 Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, право на льготное исчисление стажа предоставлено медицинским сестрам палатным, в том числе старшим, медицинским сестрам-анестезистам, работающим в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Пономарева М.В. работала в ****. Операционным медицинским сестрам право на льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ предоставлено при условии работы в отделениях хирургического профиля, указанных в Перечне. Отделение реанимации и интенсивной терапии к отделениям хирургического профиля не относится.
Ссылка истца на то. что ее должность с 28.09.2004 года переименована в ****, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований о включении периода работы с 19.08.2002 года по 27.09.2004 года в льготном исчислении, поскольку в уточняющей справке работодателя периоды работы Пономаревой М.В. **** и **** разделены, информации о том, в связи с чем произошло переименование должности, справка не содержит.
Отпуска без сохранения заработной платы 29.11.1996 года, с 05.02.2004 года по 24.02.2004 года не подлежат включению в специальный стаж истца,
поскольку это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
Включая в специальный стаж Пономаревой М.В. в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.09.1996 года по 27.11.1996 года, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 187 Трудового кодекса РФ, обоснованно исходил из того, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием работы, при направлении истицы на курсы за ней сохранялась заработная плата и место работы.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.12.2008 года по 19.12.2008 года, с 20.05.2013 года по 05.06.2013 года, с 13.06.2013 года по 14.06.2013 года подлежат включению в специальный стаж Пономаревой М.В. в льготном исчислении 1 год за 1 год и шесть месяцев, поскольку в данный период она работала **** в **** и имела право на льготное исчисление ее стажа.
Правильным являлся и вывод суда первой инстанции о необходимости включения в специальный стаж истца периодов обучения в ****.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 I рудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Вместе с тем, в календарном исчислении подлежали включению периоды с 13.10.2003 года по 31.10.2003 года (18 дней), с 15.01.2004 года по 04.02.2004 года ( 20 дней), с 07.06.2004 года по 26.06.2004 года (20 дней) , когда Пономарева М.В. работала **** в **** ; а в льготном исчислении подлежали включению периоды с 01.10.2004 года по 24.11.2004 года ( 2 месяца 21 день), с 10.01.2005 года по 05.02.2005 года ( 1 месяц 9 дней), с 15.01.2007 года по 10.02.2007 года ( 1 месяц 9 дней), с 04.06.2007 года по 29.06.2007 года ( 1 месяц 9 дней), с 21.01.2008 года по 09.02.2008 года ( 28 дней), с 04.05.2008 года по 30.06.2008 года ( 2 месяца 25 дней), когда Пономарева М.В. работала **** в ****.
Таким образом, продолжительность специального стажа Пономаревой М.В. при оценке ее пенсионных прав в соответствии с постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781 и с учетом включенных пенсионным органом периодов составит 27 лет 1 месяц 29 дней, что недостаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Оценивая пенсионные права Пономаревой М.В. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент работы Пономаревой М.В. за каждые периоды в отдельности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что наиболее выгодным вариантом исчисления специального стажа истца является оценка ее пенсионных прав в соответствии с постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781.
Так, период ее работы с 01.04.1991 года по 31.12.1991 года подлежал включению в специальный стаж календарно, поскольку Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, не предусматривало льготное исчисление стажа. Период работы с 01.01.1992 года по 05.08.1992 года подлежал включению в специальный стаж в льготном исчислении в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 года N 464.
Периоды работы с 10.07.1995 года по 20.01.1997 года, с 17.02.1997 года по 31.03.1997 года включаются в календарном исчислении в соответствии с прежним и настоящим -законодательством. Период работы с 01.08.1999 года по 25.11.1999 года включается в специальный стаж истца в льготном исчислении в соответствии с прежним и настоящим законодательством.
Период работы в **** в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1991 года N 464 включению в специальный стаж истца не подлежал, поскольку предусматривалось включение службы, а не работы, в Вооруженных силах СССР. Периоды отпуска без сохранения заработной платы не подлежали включению в специальный стаж в соответствии с прежним и настоящим законодательством.
Продолжительность специального стажа Пономаревой М.В. при оценке ее пенсионных прав в соответствии с законодательством, действовавшим на момент работы Пономаревой М.В. за каждые периоды в отдельности, составит 26 лет 10 месяцев 10 дней, что также недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку продолжительности специального стажа Пономаревой М.В. недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, решение суда об удовлетворении ее требований о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Решение не должно вызывать затруднений при исполнении (пункт 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении").
Учитывая сложность заявленного спора, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверную оценку им доказательств, многочисленные противоречия, имеющиеся в мотивировочной и резолютивной частях решения, наличие большого количества описок, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены всего решения суда с принятием по делу нового решения и изложением его резолютивной части таким образом, чтобы оно не вызывало неясностей при исполнении.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса / Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 29 апреля 2016 года отменить, принять новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Курчатовском районе г. Челябинска включить в специальный стаж Пономаревой М.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы с 01 августа 1999 года по 25 ноября 1999 года **** в ****, с 1 октября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 10 января 2005 года по 05 февраля 2005 года, с 15 января 2007 года по 10 февраля 2007 года, с 4 июня 2007 года по 29 июня 2007 года, с 21 января 2008 года по 09 февраля 2008 года, с 04 мая 2008 года по 30 июня 2008 года, с 01 декабря 2008 года по 19 декабря 2008 года, с 20 мая 2013 года по 05 июня 2013 года, с 13 июня 2013 года по 14 июня 2013 года **** в ****, **** в **** в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Курчатовском районе г. Челябинска включить в специальный стаж Пономаревой М.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 20 июня 1991 года по 05 августа 1992 года **** (в настоящее время Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "****"), с 11 ноября 1994 года по 20 июня 1995 года ****, с 03 сентября 1996 года по 27 ноября 1996 года **** в ****, с 13 октября 2003 года по 31 октября 2003 года, с 15 января 2004 года по 04 февраля 2004 года, с 07 июня 2004 года по 26 июня 2004 года **** в **** в **** в календарном исчислении.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.