Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Лутфуллоевой P.P.
судей Давыдовой Т.И., Козиной Н.М.,
при секретаре Богдан О.А.,
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2016 года в г. Челябинске гражданское дело по иску прокурора г. Сатки Челябинской области в интересах Жукова С.Ю. к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации с апелляционной жалобой Министерства социальных отношений Челябинской области на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 февраля 2016 года.
Выслушав доклад судьи Лутфуллоевой P.P. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Сатки Челябинской области обратился в суд в интересах Жукова СЮ. к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 28.04.2015 года.
В обоснование исковых требований указал, что Жуков СЮ. является ****. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ему предусмотрено выделение технических средств реабилитации -протеза кисти рабочего, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протеза кисти косметического, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протеза кисти активного, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти. 16.07.2015 года Жуков СЮ. обратился в Центр "Импульс" с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, однако до настоящего времени технические средства ему не предоставлены.
Суд постановилрешение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконным бездействие Министерства социальных отношений Челябинской области по предоставлению средств реабилитации Жукову С.Ю ... Возложил на Министерство социальных отношений
Челябинской области обязанность предоставить Жукову СЮ. технические средства реабилитации - протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протез кисти активный, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, по заявлению от 16.07.2015 года.
В апелляционной жалобе Министерство социальных отношений Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что обеспечение инвалидов осуществляется в рамках суммы субвенции, выделяемой из федерального бюджета. По мере заключения государственных контрактов инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации в порядке очередности.
Истец Жуков С.Ю., представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представитель третьего лица Государственного учреждения Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав мнение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусмотренных федеральным перечнем, который утверждается Правительством РФ.
Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Жуков С.Ю., является ****, **** установлена до 01.05.2016 года, что подтверждается справкой серии ****(л.д. 12).
Индивидуальной программой реабилитации от 28 апреля 2015 года, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Челябинской области" Бюро N 22 (смешанного профиля), определена нуждаемость Жукова СЮ. в проведении реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации, в которые включены протез кисти рабочий, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протез кисти косметический, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти, протез кисти активный, в том числи при вычленении и частичном вычленении кисти (л.д. 14-17).
Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации значится МСО Челябинской области.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Жуков С.Ю., являясь ****, имеет право на получение технических средств реабилитации и услуг, несоблюдение требований федерального законодательства по предоставлению таких средств и услуг нарушает права инвалида, гарантированные ему Федеральным законом РФ от 24.11.1995 года.
Данные выводы судебная коллегия полагает правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации регламентирован Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N240, которые предусматривают, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке,
установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N2428-рп утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, которым последнему передана часть федеральных полномочий, в том числе, по предоставлению мер социальной защиты инвалидов.
Распоряжением Правительства Челябинской области N43б-р от 29.12.2010 г. полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложены на Министерство социальных отношений Челябинской области.
Порядок осуществления полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам определен Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 г. N94-n.
Согласно данному Положению Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" является уполномоченной организацией, обеспечивающей деятельность Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации лишь части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, указанных в пункте 4:
прием документов и определение права инвалидов на получение технических средств реабилитации;
прием документов и определение права инвалидов на компенсацию расходов, связанных с проездом к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации (далее TCP);
подготовка заявок в Министерство о потребности в предоставлении и выдаче инвалидам TCP;
прием TCP, предоставляемых поставщиками в рамках выполнения государственного контракта, с последующей выдачей TCP инвалидам;;
прием и проверка документов для назначений компенсаций расходов за самостоятельно приобретенные инвалидами TCP;
формирование областного реестра в той же хронологической последовательности, в которой инвалиды, претендующие на обеспечение TCP, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в обеспечении TCP.
Таким образом, на Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" возложены полномочия по решению технических вопросов.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидов возложены на Правительство Челябинской области, а решением задач по реализации Соглашения, которым переданы такие полномочия, занимается Министерство социальных отношений Челябинской области.
В соответствии с п. 3 указанного Положения (как и Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240) обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-p (в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.09.2014 N 1776-р) утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Данным перечнем предусмотрены технические средства реабилитаций, в том числе протезы и ортезы.
Индивидуальной программой реабилитации установлен срок проведения реабилитационного мероприятия в виде обеспечения Жукова СЮ. протезами в срок до 1 мая 2016 года. Жуков СЮ. обратился с заявлением о предоставлении средств технической реабилитации в Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" 16 июля 2015 года, что не оспаривается ответчиками, однако до настоящего времени инвалид протезами не обеспечен.
Как следует из письма Областного государственного казенного учреждения Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов "Импульс" N 2888 от 11.08.2016 года по состоянию на 10.08.2016 года Жуков СЮ. стоит в очереди на обеспечение протезами. Имеет учетный номер очереди на протез кисти косметический - 41, общее количество граждан, имеющих право на предоставление протезно-ортопедических изделий 56 человек; на протез кисти рабочий - 27, общее количество граждан, имеющих право на предоставление протезно-ортопедических изделий 31 человек; на протез кисти активный - 6, общее количество граждан, имеющих право на предоставление протезно-ортопедических изделий 8 человек.
Согласно этому же письму и ответу Министерства социальных отношений Челябинской области от 16.08.2016 года N 1568-ю в рамках выделенных субвенций в 2016 году Министерством социальных отношений Челябинской области заключен государственный контракт Nф.2016.57080 от
22.04.2016 года на обеспечение протезом кисти косметическим в количестве 2 штук, один государственный контракт на один протез кисти рабочий и протез кисти активный (л.д. 108-109).
Учитывая, что в срок, определенный индивидуальной программой реабилитации ( до 1 мая 2016 ) года, **** Жуков С.Ю. не был обеспечен ни одним из полагающихся ему протезом, за период с 16 июля 2015 года по 16 августа 2016 года Министерством социальных отношений Челябинской области не принималось достаточных мер для заключения государственных контрактов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности бездействия Министерства и возложении на него обязанности обеспечить Жукова СЮ. протезами.
Ссылки в апелляционной жалобе на недостаточность выделенных финансовых средств также не могут повлечь отмену решения суда, поскольку Жуков С.Ю. имеет право на предоставление технических средств реабилитации, состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении такими средствами, в связи с чем ему не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий.
Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства, к нарушению гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишению возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничению права на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление истцу технических средств реабилитации ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не могут быть приняты во внимание. Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится
в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальных отношений Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.