Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу защитника ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" Моисеевой С.Н. на решение судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 23 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - федерального бюджетного учреждения "Морспасслужба Росморречфлота",
установила:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному Федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ N юридическое лицо ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 23 мая 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник юридического лица Моисеева С.Н. подала жалобу в Приморский краевой суд, в которой просит отменить решение судьи, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника юридического лица Моисееву С.Н., поддержавшую жалобу, возражения представителя административного органа - Молибога А.В., считаю, что оснований для отмены или изменения решения судьи не имеется.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения и. о. начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования по Дальневосточному Федеральному округу N от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченными должностными лицами Департамента проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Приморским филиалом ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" обязательных требований природоохранного законодательства в области окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в бухте Золотой Рог, в том числе по экологическому обслуживанию, утилизации принятых нефтесодержащих и льяльных вод, отходов производства и потребления с использованием принадлежащих им технических средств.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности на предприятии образуются отходы с I по V класс. В нарушение требований статьей 11, 14, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон N 89-ФЗ) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещении, а также паспорта отходов у Приморского филиала ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" отсутствуют.
По результатам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа в отношении ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" составлен протокол об административном правонарушении N, действия юридического лица квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица административного органа N от ДД.ММ.ГГГГ ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа.
Отклоняя жалобу защитника юридического лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, которым в совокупности с другими материалами дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 11 указанного Федерального закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (часть 3 статьи 18).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (части 5 и 6 статьи 18).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
При рассмотрении дела установлено, и заявителем не оспаривается, что на момент проверки Приморский филиал ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" осуществлял свою деятельность в области обращения с отходами, в отсутствие разработанных проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие паспортов отходов, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии вины юридического лица в совершении вмененного ему правонарушения нахожу необоснованным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Приморском филиале ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, заключение ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" ДД.ММ.ГГГГ договора на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов, проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортов опасных отходов I - V классов опасности, не может быть признано обстоятельством, исключающим вину юридического лица в описанном в постановлении правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что Учреждением, с момента начала осуществления Приморским филиалом деятельности, влекущей образование отходов, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
С учетом изложенного, судья районного суда пришел к правомерному выводу о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.
Нарушений порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом районного суда не установлено.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приводимые заявителем в настоящей жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных должностным лицом административного органа и судьей районного суда, и не опровергают их выводы о нарушении обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы защитника ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" и отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Первомайского районного суда города Владивостока от 23 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу защитника ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота" - без удовлетворения.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.