Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника индивидуального предпринимателя Уксуменко А.Н. - Гальцева Ю.А. на решение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на решение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на решение судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Индивидуального предпринимателя Уксуменко ... ,
установил:
постановлением врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Кирилюк К.Г. N N от 25 сентября 2015 года Индивидуальный предприниматель Уксуменко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за перевозку пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителя транспортных средств.
Решением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ИП Уксуменко А.Н. - Гальцева Ю.А. - без удовлетворения.
Постановлением врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Кирилюк К.Г. N N от 25 сентября 2015 года Индивидуальный предприниматель Уксуменко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 стати 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за перевозку пассажиров с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
Решением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ИП Уксуменко А.Н. - Гальцева Ю.А. - без удовлетворения.
постановлением врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Кирилюк К.Г. N N от 25 сентября 2015 года индивидуальный предприниматель Уксуменко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ИП Уксуменко А.Н. - Гальцева Ю.А. - без удовлетворения.
В жалобах, поданных в Приморский краевой суд, заявитель просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении индивидуального предпринимателя по делам об административных правонарушениях, предусмотренных, частью 1 статьи 11.23, и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также решений судьи районного суда, считая их незаконными и производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, а также предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении предрейсовых медицинских осмотров кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки (пункт 4 статьи 23).
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", тахографами оснащаются, помимо прочих, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сиденья, максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, установлена частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, установлена частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Примечанию к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях усматривается, что Индивидуальный предприниматель Уксуменко А.Н. 02 сентября 2015 года в 8 часов 50 минут в районе "адрес" нарушил требования обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, допустил осуществление перевозки пассажиров транспортным средством без технического средства контроля "тахографа", а также с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя и предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (являясь Индивидуальным предпринимателем на автобусе " ... ", государственный регистрационный знак N, перевозил пассажиров, без тахографа, и не пройдя предрейсовый медицинский осмотр и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, чем не выполнил требование статьи 20 Федерального закона 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения".
В связи с выявленными нарушениями 02 сентября 2015 года государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району в отношении Индивидуального предпринимателя Уксуменко А.Н. были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, и частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: определениями о возбуждении дела и проведении административного расследования; протоколами об административных правонарушениях; рапортами инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району Максимова М.Ю.; свидетельством о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя; выпиской из ЕГРИП, согласно которой основным экономическим видом деятельности ИП Уксуменко А.Н. является деятельность автомобильного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и другими материалами дела, получивших должную оценку на предмет достоверности, допустимости, относимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из объяснений Уксуменко А.Н. от 02.09.2015 следует, что он воспользовался статьей 51 Конституции Российской Федерации и от дачи объяснений отказался.
Таким образом, совершенные ИП Уксуменко А.Н. административные правонарушения правильно квалифицированы по части 1 статьи 11.23, части 2 и по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений.
Довод защитника об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя составов административных правонарушений по тому основанию, что перевозка пассажиров осуществлялась Уксуменко А.Н. как физическим лицом на личном транспорте, опровергается приведенным выше доказательствами.
Согласно определениям о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02 сентября 2015 года, основанием для возбуждения в отношении ИП Уксуменко А.Н. производства по делам об административных правонарушениях по части 1 статьи 11.23, части 2 статьи 12.31.1, и по части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось непосредственное обнаружение инспектором ГИБДД, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административных правонарушений, что согласуется с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В связи с чем, ссылка защитника в жалобе на положения Федерального Закона N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признается несостоятельной.
Оснований для признания недопустимыми доказательств, полученных в рамках административного расследования, не усматривается.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, нарушения требований законодательства были допущены ИП Уксуменко А.Н. в результате совершения одного действия.
Рассмотрение возбужденных в отношении ИП Уксуменко А.Н. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, и частями 2, 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственно одному должностному лицу.
Следовательно, ИП Уксуменко А.Н. совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 11.23, частью 2 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкциями части 1 статьи 11.23, части 2 и части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, два последних состава которые являются идентичными, предусматривающими наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Однако при рассмотрении дел должностным лицом ГИБДД, а также при пересмотре их судьей районного суда указанные обстоятельства и положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
В связи с чем вышеуказанные постановления врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району от 25 сентября 2015 года, решения судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года, вынесенные в отношении ИП Уксуменко А.Н. подлежат изменению путем назначения ИП Уксуменко А.Н. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного штрафа в размере 30000 рублей.
С доводами жалобы о том, что в настоящем случае подлежали применению положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует согласиться.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23, и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации индивидуальный предприниматель привлечен за перевозку пассажиров без технического средства контроля "тахографа", а также с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (время совершения правонарушения 8 часов 50 минут, место совершения правонарушения в районе "адрес"). То есть правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 11.23, и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, совершены индивидуальным предпринимателем в одно и тоже время, и в одном и том же месте.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решил:
постановления врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Пожарскому району N, N и N от 25 сентября 2015 года, решения судьи Пожарского районного суда Приморского края от 13 июля 2016 года, вынесенные в отношении ИП Уксуменко А.Н. изменить, и назначить Индивидуальному предпринимателю Уксуменко А.Н. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 11.23 и частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В остальной части состоявшиеся постановления и судебные решения оставить без изменения.
Судья А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.