Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего Лозенко И.А.
судей Корчагиной П.А., Важениной Н.С.
при секретаре Малявиной В.А.
с участием представителя истца ФИО1 - ФИО5, действующего на основании доверенности
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2015 год, по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по Приморскому краю на решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 апреля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Корчагиной П.А., судебная коллегия,
установила:
ФИО1 A.M. обратился в суд с иском к ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по Приморскому краю о взыскании районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока к материальной помощи за 2015 год. В обоснование требований указал, что является гражданским персоналом Тихоокеанского флота. Довольствующим финансовым органом является Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю", которая производит финансовое обеспечение гражданского персонала войсковых частей Тихоокеанского флота. За проработанное время в 2015 году ему не выплачена сумма районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь по итогам работы. Просил взыскать с ответчика сумму районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь по итогам работы за 2015 год в размере 3829,20 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором с иском не согласился.
Решением Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Постановлено взыскать с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю" в пользу ФИО1 районный коэффициент и процентную надбавку за работу в южных районах Дальнего Востока на материальную помощь по итогам работы за 2015 год в размере 3 829,20 рублей.
С принятым решением не согласился представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения" МО РФ по Приморскому краю. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду существенного нарушения норм процессуального права.
Возражения на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца - ФИО6 настаивал на участии в судебном заседании представителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю. Принимая во внимание, что стороны о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представитель ответчика заявил письменное ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю.
Не согласившись с мнением судебной коллегии о возможности рассмотрения гражданского дела в отсутствие представителя ответчика, представитель истца - ФИО6 покинул зал судебного заседания.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец в 2015 году работал в должности главного инженера 1 категории в в/ч 62665-В. которая находится на финансовом обеспечении ФКУ "УФО Министерства обороны РФ по ПК.
Должность инженера 1 категории в в/ч 62665-В в штате N 2/245 - управление тихоокеанского флота поименована "Гражданский персонал".
Согласно расчетному листку за декабрь 2015 года, материальная помощь выплачена без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу в Южных районах Дальнего Востока.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что должность истца относятся к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем он имеет право на материальную помощь, которая входит в ежегодный фонд оплаты труда, как составная его часть, в связи с чем должна формироваться с учетом соответствующего районного коэффициента и процентной надбавки за работу в южных районах Дальнего Востока, которые начисляются на весь фактический заработок, в том числе и на материальную помощь.
Оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала.
Кроме того, как установлено и подтверждено решением Верховного суда Российской Федерации от 16 марта 2005 года N ВКПИ 04 - 116, Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Указанным решением также установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В тоже время, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения требований в части взыскания сумм районного коэффициента и процентной надбавки к материальной помощи за 2015 год.
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Положениями статьи 21 ТК РФ установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени.
При этом, заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статьи 129 ТК РФ).
Социальные выплаты, упомянутые в этой же статье, законодателем не отнесены к оплате труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Выплаты же работникам материальной помощи, имеющие социальный характер, не связаны с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законом.
Таким образом, обоснованным признается вывод, что поскольку материальная помощь не носит стимулирующий или компенсационный характер, относится к выплате непроизводственного характера, не зависит от результатов деятельности и не связана с индивидуальными результатами работников, она не может в смысле, придаваемом им приведенными нормами трудового законодательства, относиться к заработной плате и к компенсационным выплатам, перечисленным в части 2 статьи 164 ТК РФ в качестве составной части заработной платы.
Положениями статей 315-317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 10 и 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Для лиц, работающих в южных районах Дальнего Востока, к которым относится город Владивосток, Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 9 января 1986 года N 53, действующим по настоящее время, установлена надбавка к заработной плате в размере 30% от оклада. Также, для указанных лиц, Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 ноября 1967 года N 512/П-28 установлен районный коэффициент в размере 20% от оклада.
При этом, начисление районного коэффициента и надбавки на материальную помощь действующим законодательством в указанных нормативно-правовых актах не предусмотрено.
Положениями пункта 4 (а) Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 года N 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства" установлено, что при утверждении фондов оплаты труда для работников отдельных органов сверх средств, направляемых для выплаты им должностных окладов, предусматриваются средства на выплату материальной помощи в размере 2-х должностных окладов (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 4 (б) указанного Постановления фонды оплаты труда работников отдельных органов формируются с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Дальнего Востока.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2000 года N 1027 издан приказ Министра Обороны РФ от 2 марта 2001 года N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ", согласно пункту 2 которого заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим войсками военных округов, флотами, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, руководителям отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации предписано формировать фонды оплаты труда с учетом районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ.
В тоже время, в соответствии с пунктом 1 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года, процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
При этом, исходя из положений пункта 19 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года N 2, с учетом позиции, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 1 декабря 2015 года N АКПИ15-1253, в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Учитывая изложенное, анализируя приведенные положения закона в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что материальная помощь не относится к заработной плате, не является ее составной частью, в фонд оплаты труда не входит, в связи с чем начисление районных коэффициентов и процентных надбавок на работу в Южных районах Дальнего Востока на нее не производится.
С учетом установленных обстоятельств оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края от 29 апреля 2016 года - отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требования - отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.