Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Пилипенко Е.В., Кудриной Я.Г.
при секретаре Деменевой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Арсеньева в защиту интересов Светюха Е.С., Романенковой Т.П., Личиченко Т.В., Кондратенко Н.А., Соколовой К.Е., Шухова А.П. к администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным бездействия по апелляционной жалобе администрации Арсеньевского городского округа на решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 24 мая 2016 года, которым административный иск удовлетворен: признано незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по длительному непринятию решения и не изданию распоряжения о дальнейшем использовании жилых помещений многоквартирных домов "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" Приморского края; на администрацию Арсеньевского городского округа возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решения и издать распоряжения о дальнейшем использовании жилых помещений в многоквартирных домах "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" Приморского края.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., судебная коллегия
установила:
прокурор г.Арсеньева в защиту интересов Светюха Е.С., Романенковой Т.П., Личиченко Т.В., Кондратенко Н.А., Соколовой К.Е., Шухова А.П. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к администрации Арсеньевского городского округа о признании незаконным бездействия, дела по которым определением Арсеньевского городского суда Приморского края от 25 апреля 2016 года объединены в одно производство (л.д. 37-39). В обоснование требований указано, что многоквартирные дома "адрес", "адрес", "адрес", "адрес" "адрес" 25 декабря 2013 года признаны межведомственной комиссией аварийными и подлежащими сносу. Однако в нарушение требований действующего законодательства администрацией Арсеньевского городского округа не приняты решения, в которых бы разрешался вопрос о дальнейшей судьбе домов, устанавливались сроки отселения физических и юридических лиц, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Просит признать незаконным бездействие администрации Арсеньевского городского округа по длительному непринятию решения и неизданию распоряжения о дальнейшем использовании жилых помещений многоквартирных домов "адрес", N "адрес", N "адрес", "адрес" в г. Арсеньеве, обязать администрацию Арсеньевского городского округа в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решения и издать распоряжения о дальнейшем использовании жилых помещений в многоквартирных домах "адрес", "адрес", "адрес", "адрес".
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях.
В судебном заседании административные истцы настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Арсеньевского городского округа возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд. Жилищный фонд в Арсеньевском городском округе испытывает дефицит в части жилых помещений, которые возможно было бы предоставить нанимателям и собственникам жилых домов, которые были признаны аварийными.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Арсеньевского городского округа, в поданной ее представителем апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).
Как установлено судом первой инстанции, согласно заключениям о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 25 декабря 2013 года дома "адрес", "адрес", "адрес" и "адрес" Приморского края признаны аварийными и подлежащими сносу.
Между тем до настоящего времени администрацией Арсеньевского городского округа распоряжения с указанием о дальнейшем использовании многоквартирных домов, сроках отселения физических и юридических лиц не изданы.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бездействием администрации Арсеньевского городского округа по непринятию решения и не изданию распоряжений о дальнейшем использовании домов незаконно нарушаются жилищные права жителей многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в том числе Светюха Е.С., Романенковой Т.П., Личиченко Т.В., Кондратенко Н.А., Соколовой К.Е., Шухова А.П., в защиту прав и законных интересов которых прокурор г.Арсеньева обратился в суд с настоящими административными исками.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит, ее доводы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, правильно установленных судом.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что у прокурора отсутствовало право на обращение в суд в интересах административных истцов, поскольку не приложены доказательства, подтверждающие невозможность их самостоятельного обращения в суд, основаны на неверном толковании норм закона.
Перечень уважительных причин для обращения в суд прокурора с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, установленный ст.39 КАС РФ, не является исчерпывающим.
Утверждение о том, что и.о. прокурора г. Арсеньева не имел права на подписание административных исков, несостоятельно ввиду ошибочного толкования норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока на обращение в суд не могут быть признанными обоснованными. В рассматриваемом случае бездействие должностных лиц администрации Арсеньевского городского округа носит длящийся характер, нарушение прав административных истцов устранено не было, соответственно срок для оспаривания указанного бездействия прокурором не пропущен.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Арсеньевского городского суда Приморского края от 24 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Арсеньевского городского округа Приморскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.