Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Есаковой С.В.,
судей - Комаровской Е.И. и Хухры Н.В.,
при секретаре - Лютовой В.С.,
с участием прокурора Сидоровой С.А., представителя Администрации Солецкого муниципального района Титора А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Департамента образования и молодежной политики Новгородской области и Департамента финансов Новгородской области на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 31 мая 2016 года по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N1 г.Сольцы", муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа им.Ю.М.Смирнова", Администрации Солецкого муниципального района Новгородской области, Департаменту образования и молодежной политики Новгородской области, Департаменту финансов Новгородской области об обязании обеспечить библиотечный фонд учебными изданиями,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа им. Ю.М. Смирнова д. Горки" (далее по тексту - МАОУ ООШ д.Горки) об обязании обеспечить библиотечный фонд образовательного учреждения учебными изданиями по всем учебным предметам.
С аналогичными требованиями прокурор Солецкого района Новгородской области обратился к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Сольцы" (далее МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы). Данные дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что прокуратурой Солецкого района проведена проверка соблюдения МАОУ СОШ N1 и МАОУ ООШ д.Горки законодательства об образовании, в ходе которой установлено, что обучающиеся в МАОУ ООШ д.Горки не обеспечены в полном объеме учебниками по предметам технология, изобразительное искусство физическая культура, музыка. При потребности учреждения в 2015-2016 учебном году в учебниках по указанным предметам в количестве 53 шт., в наличии имеется только 22, то есть обеспеченность составляет 41,5% от необходимого. В МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы в начальной школе при потребности учреждения в 2015-2016 учебном году в учебниках по указанным предметам обеспеченность составляет 66,21%, в основной школе - 58,76 %, в средней школе - 76,9% от необходимого количества.
Поскольку в результате указанного бездействия нарушаются права несовершеннолетних лиц на получение общедоступного и бесплатного образования, прокурор просил обязать ответчиков обеспечить библиотечный фонд образовательных учреждений учебными изданиями по всем учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования, в полном объеме в соответствии с потребностями учреждения в зависимости от количества обучающихся, в срок не позднее 1 сентября 2016 года.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация Солецкого муниципального района, Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области.
Решением Солецкого районного суда Новгородской области от 31 мая 2016 года иск прокурора удовлетворен и постановлено обязать Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить администрации Солецкого муниципального района Новгородской области денежные средства на приобретение муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа имени Ю.М. Смирнова д.Горки" и муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Сольцы" учебных изданий по всем учебным предметам в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области в течение одной недели после выделения денежных средств Департаментом финансов Новгородской области, Департаментом образования и молодежной политики Новгородской области довести денежные средства до МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Сольцы" и МАОУ "Основная общеобразовательная школа имени Ю.М. Смирнова д.Горки".
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Сольцы", расположенное по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, Советский проспект, д.78, в течение одного месяца со дня поступления денежных средств обеспечить учащихся учебными изданиями.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки"", расположенное по адресу: Новгородская область, Солецкий район, д.Горки, ул.Молодежная, д.12, в течение одного месяца со дня поступления денежных средств обеспечить учащихся учебными изданиями.
В апелляционной жалобе Департамент образования и молодежной политики Новгородской области ставит вопрос об отмене решения суда в части возложения на Департамент образования и молодежной политики Новгородской области обязанности организовать обеспечение библиотечного фонда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Департамент финансов Новгородской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части обязания Департамента финансов Новгородской области обеспечить библиотечный фонд учебными изданиями, ссылаясь на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента образования и молодежной политики Новгородской области, Департамента финансов Новгородской области, МАОУ "Основная общеобразовательная школа имени Ю.М. Смирнова д.Горки" и МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 г.Сольцы", будучи извещенными надлежащим образом, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. От Департамента финансов Новгородской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, заслушав объяснения представителя Администрации Солецкого муниципального района Титора А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб Департамента образования и молодежной политики Новгородской области и Департамента финансов Новгородской области, выслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно статье 43 Конституции РФ основное общее образование в Российской Федерации является обязательным. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (части 1 и 2 статьи 18 Закона N 273-ФЗ).
В части 1 статьи 35 Закона N 273-Ф3 предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Пунктом 2 части 3 статьи 28 указанного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ (пункт 9 части 3 статьи 28 Закона N 273-ФЗ).
Положениями пункта 3 части 1 статьи 8 Закона N 273-ФЗ определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации, который предоставляет субвенции местным бюджетам на указанные расходы.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно пункту 1 указанного Стандарта федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Пунктом 24 указанного Стандарта предусмотрено, что образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
В пункте 26 вышеназванного Стандарта отмечено, что учебно- методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать, в том числе, укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
Пункт 25 Федерального государственного стандарта начального образовательного учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" регламентирует, что образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса.
Как установлено в судебном заседании, по результатам проведения проверки прокуратурой Солецкого района Новгородской области по вопросу исполнения требований законодательства о доступности и бесплатном образовании в МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы выявлено, что библиотечный фонд школы не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов, а именно: в 1-4 классах при потребности учреждения в 2015-2016 учебном году в учебниках по таким предметам как технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура в количестве 820 штук в наличии имеется только 543, обеспеченность составляет 66,21%, в 5-8 классах по аналогичным предметам при потребности в 388 экземплярах учебников в наличии имеется 228 штук, обеспеченность составила 58,76%, в 9-11 классах при потребности в 39-ти учебниках в наличии имеется только 30 штук, то есть обеспеченность составила 76,9 %.
Библиотечный фонд МАОУ ООШ д.Горки также не укомплектован необходимым количеством учебных материалов по учебным предметам основной образовательной программы ввиду недостаточного финансирования расходов на приобретение необходимого количества учебных материалов, а именно: в основной школе в 5-9 классах при потребности учреждения в 2015-2016 учебном году по указанным предметам в количестве 53 штук в наличии имеется только 22 штуки, обеспеченность составляет 41,5 %.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр. игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Областного закона Новгородской области от 2 августа 2013 года N 304-ОЗ "О реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" на территории Новгородской области" к полномочиям Правительства Новгородской области в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных областных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, пунктом 3.1.8. Положения о департаменте образования и молодежной политики Новгородской области, утвержденного Постановлением Администрации Новгородской области от 11 января 2008 года N 3, отнесена к полномочиям Департамента.
Из приведенных положений закона следует, что организация обеспечения муниципальных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, возложена помимо общеобразовательных организаций, в том числе, и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, правовыми полномочиями, а, следовательно, и обязанностями по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования наделены как МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы и МАОУ ООШ д.Горки, так и Департамент образования и моложеной политики Новгородской области и Департамент финансов Новгородской области.
Как установлено судом, в 2015 и 2016 годах имело место недофинансирование предусмотренных средств на обеспечение учебниками и учебными пособиями муниципальных образовательных учреждений Солецкого муниципального района со стороны Департамента образования и молодежной политики Новгородской области, по факту в 2015 году на все учреждения района выделено 419 000 рублей, в 2016 году - 454 000 рублей, в том числе, на приобретение учебников МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы выделено в 2015 году 236 100 рублей, в 2016 году - 226 500 рублей, тогда как расчетная потребность на приобретение учебников МАУО СОШ N 1 г.Сольцы составляет 1 802 000 рублей; на приобретение учебников МАОУ ООШ д.Горки в 2015 году выделено 25 200 рублей, в 2016 году - 20 500 рублей, тогда как расчетная потребность на приобретение учебников МАОУ ООШ д.Горки составляет 145 000 рублей.
Вышеуказанное привело к тому, что учащиеся МАОУ СОШ N 1 г.Сольцы и МАОУ ООШ д.Горки не имеют стопроцентной обеспеченности бесплатными учебниками, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным вывод суда о том, что обязанность по обеспечению библиотечного фонда образовательных учреждений необходимыми учебниками и учебными пособиями, должна лежать, в том числе, на Департаменте образования и молодежной политики Новгородской области и Департаменте финансов Новгородской области.
Учитывая изложенное, судебная коллегия решение суда в обжалуемой части находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежащим.
В остальной части то же решение суда другими лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Солецкого районного суда Новгородской области от 31 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Департамента образования и молодежной политики Новгородской области и Департамента финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Есакова С.В.
Судьи: Комаровская Е.И.
Хухра Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.