Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Никельавтодор" Гладышева В.С. на решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 28 июня 2016 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением административной комиссии муниципального образования ЗАТО Александровск N 33/16 от 12 мая 2016 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Никельавтодор" (далее по тексту ООО ""Никельавтодор", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях", и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** ( ***) рублей.
Решением судьи Полярного районного суда Мурманской области от 28 июня 2016 года постановление органа административной юрисдикции от 12 мая 2016 года оставлено без изменения, жалоба ООО ""Никельавтодор" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель ООО ""Никельавтодор" Гладышев В.С., просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи, принятое по жалобе на постановление отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что Общество о возбуждении дела об административном правонарушении, о дате и времени составления протокола не извещалось.
Полагает, что действиям ООО ""Никельавтодор" дана неверная юридическая оценка, поскольку в случае выявления фактов ненадлежащего содержания автомобильной дороги Мишуково - Снежногорск действия Общества подлежат квалификации по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав генерального директора ООО ""Никельавтодор" Гладышева В.С., поддержавшую жалобу и просившую о прекращении производства по делу, возражения против жалобы представителя административной комиссии муниципального образования ЗАТО Александровск по доверенности Морошкиной Т.Л., полагавшей решение судьи и постановление административного органа правильными, оценив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога Мишуково - Снежногорск входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области 22 апреля 2010 гда N 179-ПП и имеет идентифмкационный номер дороги 47 ОП РЗ 47К-075.
В соответствии с Государственным контрактом от _ _ N * на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области и искусственных дорожных сооружений "СЕВЕР", автомобильная дорога Мишуково - Снежногорск передана на содержание подрядной организации ООО "Технострой".
Из договора субподряда N * от _ _ , заключенным между ООО "Технострой" (генподрядчик) и ООО "Никельавтодор" (субподрядчик) следует, что субподрядчик - ООО ""Никельавтодор" принимает на себя обязательства по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Мурманской области и искусственных дорожных сооружений "СЕВЕР" в 2015-2017гг.
05 апреля 2016 года в 08 часов 20 минут в ходе осуществления муниципальной функции "Организация и осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства на территории муниципального образования ЗАТО Александровск" была обследована региональная автомобильная дорога "Мишуково - Снежногорск", на участке 31 км + 800 м, в районе поворота в н.п. Оленья Губа, и выявлена недостаточная обработка автомобильной дороги противогололедными материалами (спуски и подъемы), с проезжей части дороги не убраны снежно-ледяные образования, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Привлекая ООО ""Никельавтодор" к административной ответственности, административный орган выявил в действиях Общества нарушение пп. 6.2.1. п. 6.2., п. 6.15 раздела 6 Правил благоустройства территории ЗАТО Александровск, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО Александровск N 86 от 10.12.2012.
Согласно подпункту 6.2.1 пункта 6.2, пункту 6.15 раздела 6 Правил благоустройства ЗАТО Александровск - к первоочередным операциям осеннее- зимней уборки относятся: обработка проезжей части улиц, дорог, тротуаров противогололедными материалами, сгребание и подметание снега, формирование снежных валов для последующего вывоза, при этом, снежная масса, сдвигаемая в процессе снегоуборочных работ с проезжей части улиц, дорог на обочине, должна быть перемещена с обочины на откосы насыпи либо перекинута ротором в полосу отвода, а при невозможности выполнения названных операций - вывезена на специализированные площадки размещения снега и льда, определенные постановлением администрации ЗАТО Александровск.
Проверяя правомерность привлечения ООО ""Никельавтодор" к административной ответственности, судья Полярного районного суда Мурманской области исходил из того, что юридическим лицом нарушаются Правила благоустройства территории ЗАТО Александровск, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО Александровск N 86 от 10.12.2012. Поэтому признал правомерным привлечение ООО ""Никельавтодор" к административной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области N 401-01-ЗМО от 06.06.2003 "Об административных правонарушениях".
Полагаю, принятые административной комиссии муниципального образования ЗАТО Александровск постановление и судьей решение, оставившее без изменение данное постановление, приняты в нарушение требований норм материального права.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06июня 2003 года N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Вменяемые Обществу нарушения Правил благоустройства регулируют правоотношения, связанные с содержанием улично-дорожной сети в безопасном для движения состоянии.
Вместе с тем, пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 3196-ФЗ " О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из пункта 2 статьи 12 указанного Федерального закона следует, что состояние дорог при их содержании должно соответствовать установленным техническим требованиям и другим нормативным документам.
Установление единой системы технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в силу абз. 4 ст. 5 и п. 1 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 3196-ФЗ " О безопасности дорожного движения" находится в ведении Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.
Административная ответственность за нарушение этих норм наступает в соответствии с главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что применению подлежат только те законы субъектов Российской Федерации, которые приняты с учетом положений статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации, а также статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющих предметы ведения субъектов Российской Федерации. В частности, законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 июня 2010 г. N 841-О-П, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального законодательства, и обязан соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по административным делам.
Следовательно, за допущенные ООО "Никельавтодор" нарушения правил в соответствии с законом субъекта Российской Федерации административная ответственность наступать не может.
При таком положении постановление административного органа и решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 28 июня 2016 года нельзя признать законным и обоснованным и они подлежат отмене, а дело - прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление административной комиссии муниципального образования ЗАТО Александровск N 33/16 от 12 мая 2016 года в отношении ООО ""Никельавтодор" и решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 28 июня 2016 года отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду отсутствия в действиях ООО ""Никельавтодор" состава административного правонарушения.
Судья
Мурманского областного суда Н.В. Пырч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.