Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Кутовской Н.А.
Кузнецовой Т.А.
при секретаре
Филипповой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ладягина Ю.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
по апелляционной жалобе Ладягина Ю.А. на
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 27 апреля 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска Ладягина Ю.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отказать".
Заслушав доклад судьи Кузнецовой Т.А., объяснения Ладягина Ю.А., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ладягин Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (далее ГУ-УПФ Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области) о включении периодов работы в специальный стаж.
В обоснование своих требований указал на незаконность решения пенсионного органа, которым ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" со ссылкой на отсутствие необходимой продолжительности стажа работы по Списку N 1 не менее 10 лет, а также стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. При этом в специальный стаж не включены период его службы в УВД Мурманской области с *** года по *** года и период работы в пос. *** с *** года по *** года.
Считает, что пенсионное законодательство не содержит изъятий в части включения периода службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии. Также указал, что во время работы в *** ему был установлен районный коэффициент к заработной плате *** и выплачивалась северная надбавка в размере *** предусмотренные Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям".
Ладягин Ю.А. просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период службы в УВД Мурманской области с *** года по *** года, в стаж работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностяхм период работы в пос. *** с *** года по *** года.
Ладягин Ю.А. и его представитель Афанасьев А.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ГУ-УПФ Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области Гринев М.В. с исковыми требованиями не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ладягин Ю.А., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда, принять новое решение, которым включить период прохождения службы в органах внутренних дел с *** года по *** года в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Приводя положения Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Совмина СССР от 03 августа 1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", считает, что действовавшее в период прохождения им службы в органах внутренних дел правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ГУ-УПФ Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области, ответчиком представлено заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Аналогичные положения к специальному и страховому стажу для указанных лиц содержались в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2015 года.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ определено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
На основании части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области от _ _ 2015 N *** года, оформленным протоколом N ***, отказано Ладягину Ю.А., *** года рождения, в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа работы по Списку N 1 не менее 10 лет при достижении возраста 45 лет и требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Из протокола заседания комиссии следует, что документально подтвержденный и учтенный пенсионным органом стаж истца составил: страховой стаж (с учетом льготного исчисления) - *** год *** месяцев, стаж работы в районах Крайнего Севера - *** лет *** месяц *** дней, стаж работы по Списку N 1 (с учетом приравнивания к работе по Списку N 1 периода службы в армии) - *** лет *** месяца *** дней.
По мнению судебной коллегии, факт отсутствие у истца требуемого специального стажа работы (10 лет) по Списку N 1 является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Как установлено судом, период прохождения истцом службы с *** года по *** года в органах внутренних дел на различных должностях рядового и младшего начальствующего состава в районе Крайнего Севера (город *** Мурманской области), а также период его работы с *** года по *** года в поселке *** зачтены в страховой стаж, но не включены в специальный стаж, а именно в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из справки администрации поселка *** следует, что указанный поселок расположен в южных районах Красноярского края, на граждан, проживающих в работающих в нем распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", северная надбавка для работающих выплачивается в размере до 30% заработка. Из архивных документов видно, что истцу в период его работы в поселке *** также был установлен районный коэффициент к заработной плате.
Вместе с тем, в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в действующей редакции) перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03 января 1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в котором поселок *** не указан, в этой связи, суд пришел к выводу о том, что трудовая деятельность истца в период с *** года по *** года не осуществлялась в поименованных районах, оснований для удовлетворения требований истца в данной части не имеется.
Решение суда в этой части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в соответствии с требованиями части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в данной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требования в части включения периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применив нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, обоснованно исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает включение периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, в том числе в органах внутренних дел, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Придя к такому выводу, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования в части включения периода прохождения истцом службы в органах внутренних дел с *** года по *** года в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Данный вывод суда соответствует положениям части 1 статьи 11, пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно которым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выполнявшимися на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпункт "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 N 665, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516, не предусматривают включение периода службы в органах внутренних дел, в специальный стаж, в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера, для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Не предусматривала такой возможности и статья 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года. Установленный названной статьей перечень лиц, которым досрочно назначается трудовая пенсия по старости, воспроизведен в статье 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Определяя порядок сохранения пенсионных прав граждан в случае оставления ими военной службы, а также другой приравненной к ней службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), федеральный законодатель, установилправило о включении в страховой стаж периодов прохождения упомянутой службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона N 400-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 23 апреля 2015 N 785-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы, в частности службы в органах внутренних дел, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод этой категории граждан и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Оценивая законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом при рассмотрении настоящего дела выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение и принято законное и обоснованное решение.
Изложенные в жалобе доводы связаны с иным толкованием положений законодательства, примененных судом при разрешении спора, а также иной оценкой установленных по делу обстоятельств, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права. Нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Апатитского городского суда Мурманской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ладягина Ю.А. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.