Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Родионовой Е.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Романова С.,
защитника Цукурова А.Н.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Волкова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Цукурова А.Н., действующего в интересах Романова С., на постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 19 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Романова С., " ... ",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2016 года гражданин " ... " Романов С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Романов С. помещен в Специальное учреждение временного содержания иностранных граждан Управления по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области (г. Магадан, ул. Южная, д. 3-а) до его административного выдворения.
В поданной в Магаданский областной суд жалобе защитник Цукуров А.Н. выражает несогласие с постановлением судьи, просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Романова С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Указывает, что 20 апреля 2016 года Романов С. обратился в ТП ОФМС в Хасынском районе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Данное заявление было принято должностным лицом ТП ОФМС в Хасынском районе, однако, в нарушение Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2014 года N 214 (далее - Административный регламент), отметка о его принятии в миграционной карте Романова С. не сделана. В дальнейшем заявление Романова С. в ОФМС по Магаданской области должностным лицом не передавалось, и впоследствии было утрачено.
Полагает, что назначенное Романову С. наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку Романов С. является отцом малолетней гражданки Российской Федерации - Р ... Обжалуемое судебное постановление нарушает право малолетнего ребенка на общение со своим отцом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Цукурова А.Н., объяснение Романова С., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя административного органа, полагавшего постановление судьи не подлежащим отмене по доводам жалобы, допросив свидетелей С., Л., прихожу к следующему.
Частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N115-ФЗ) срок временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Романов С., являясь гражданином Республики " ... ", допустил нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, что выразилось в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания - до 11 июля 2016 года.
Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2016 года N 492 (л.д. 4), копиями: паспорта Романова С., миграционной карты (л.д. 5), уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (л.д. 6), сведениями АС ЦБДУИГ (л.д. 7-23), данных о гражданине Романове С. (л.д. 24-25) и иными представленными в дело доказательствами.
Таким образом, совершенное Романовым С. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Выводы о наличии в действиях Романова С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным в деле доказательствам, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Не согласиться с данной оценкой оснований не имеется.
Постановление о привлечении Романова С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, влекущих в силу положений статьи 24.5 КоАП РФ прекращение производства по делу об административном правонарушении, а также применения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении рассмотрено на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ. Нарушений прав лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не допущено.
Доводы жалобы о том, что Романов С. обращался в ТП ОФМС в Хасынском районе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, объективно материалами дела не подтверждены.
В пункте 58 Административного регламента указано, что при приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживания, сотрудником миграционной службы иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, в миграционной карте, проставляется отметка в виде записи "Принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание", где указываются регистрационный номер заявления и дата его приемы.
Представленная в деле копия миграционной карты на имя Романова С. отметку о приеме названного заявления не содержит.
При таких обстоятельствах доводы жалобы об отсутствии в действиях Романова С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, нельзя признать состоятельными.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от 2000 рублей до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Материалами дела подтверждается, что Романов С. является отцом Р., " ... " (л.д. 27). На территории Российской Федерации проживает совместно с ребенком и гражданкой С.
Из объяснений свидетелей С. и Л. в судебном заседании следует, что Романов С. и С. проживают совместно в поселке "адрес" с августа 2014 года, ведут общее совместное хозяйство, имеют намерение зарегистрировать брачные отношения.
Оснований сомневаться в наличии между указанными лицами устойчивых семейных отношений не имеется.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Романову С. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на уважение личной и семейной жизни, противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, постановление судьи Магаданского городского суда от 19 августа 2016 года, вынесенное в отношении гражданина " ... " Романова С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Романову С. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Магаданского областного суда
РЕШИЛА:
постановление судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 19 августа 2016 года, вынесенное в отношении гражданина " ... " Романова С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, изменить: исключить из него указание на назначение Романова С. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части состоявшийся судебный акт оставить без изменения, жалобу защитника Цукурова А.Н., действующего в интересах Романова С., без удовлетворения.
Освободить немедленно гражданина " ... " Романова С., "дата" года рождения из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан Управления по вопросам миграции УМВД России по Магаданской области (г. Магадан, ул. Южная, 3-а).
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.