Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Ечина А.А.,
судей Баюры Л.Н., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Ширдармаевой Э.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлениюМагаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ольская районная больница"к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области Агаповой Д.С., и.о. старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области Сеник Н.В., Межрайонному отделу по исполнению особо сложных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области о признании незаконным постановления от 25 апреля 2016 года о взыскании исполнительского сбора и его отмене
по апелляционной жалобеМагаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ольская районная больница" на решение Магаданского городского суда от 19 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., объяснения помощника прокурора Зариповой Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ольская районная больница" (далее - МОГБУЗ "Ольская районная больница", Учреждение) обратилось в Магаданский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Магаданской области (далее - УФССП России по Магаданской области) о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 25 апреля 2016 года и его отмене.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области от 25 апреля 2016 года N 49002/16/50016 с МОГБУЗ "Ольская районная больница" взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Основанием к этому послужили материалы исполнительного производства, возбужденного 01 декабря 2015 года по исполнительному листу от 22 мая 2015 года, выданного Ольским районным судом по гражданскому делу по иску прокурора о возложении на Учреждение обязанности получить лицензию на оказание медицинских услуг по эндоскопии.
Решение по указанному гражданскому делу вступило в законную силу 15 сентября 2012 года.
Считал постановление о взыскании исполнительского сбора от 25 апреля 2016 года N 49002/16/50016 незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Полагал, что МОГБУЗ "Ольская районная больница" были предприняты все зависящие от него меры для получения лицензии, однако в результате паводка в 2014 году был затоплен и выведен из строя кабинет для проведения эндоскопических исследований на цокольном этаже поликлиники пос. Ола, на восстановление которого требуется 4 463 453 руб.
Указывал, что Учреждением неоднократно направлялись письма в адрес министерства здравоохранения и демографической политики правительства Магаданской области о необходимости выделения денежных средств.
Кроме того, по результатам рабочей поездки губернатора Магаданской области в Ольский городской округ 31 марта 2016 года вопрос о выделении денежных средств на восстановление цокольного этажа поликлиники пос. Ола находится под контролем губернатора Магаданской области.
Обращал внимание, что судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от 25 апреля 2016 года не учтено то, что неисполнение решения было невозможно вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств.
Просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области Агаповой Д.С. от 25 апреля 2016 года о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Определением судьи Магаданского городского суда от 11 мая 2016 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Межрайонный отдел по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области, и.о. старшего судебного пристава Сеник Н.В. и судебный пристав-исполнитель Агапова Д.С. Межрайонного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП России по Магаданской области
Решением Магаданского городского суда от 19 мая 2016 года с учетом дополнительного решения от 15 июля 2016 годав удовлетворении иска административному истцу отказано.
Не согласившись с судебным актом, МОГБУЗ "Ольская районная больница" подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении при обращении в суд первой инстанции.
Обращает внимание на то, что Учреждением предпринимались все возможные меры для обучения медицинского работника по соответствующей медицинской специальности, как того требуют положения Федерального закона от 27 апреля 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", однако в июле 2014 года на территории Ольского района произошел паводок - чрезвычайная ситуация, в результате чего цокольный этаж поликлиники, в котором предполагалось размещение кабинетов для эндоскопических исследований был затоплен и выведен из строя.
Указывает, что судебным приставом-исполнителем не был принят во внимание тот факт, что исполнение судебного решения было невозможно вследствие непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Полагает, что 16 сентября 2015 года истек трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Считает, что у службы судебных приставов имелись основания для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку были нарушены сроки направления исполнительного листа в адрес Ольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области и возбуждения исполнительного производства.
По мнению административного истца, взыскание исполнительского сбора не может быть мерой, способствующей исполнению судебного решения, поскольку МОГБУЗ "Ольская районная больница" является бюджетной организацией.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве, статьей 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В силу требований части 2 статьи 227 КАС РФ для признания судом незаконными оспариваемого решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца.
Из содержания статьи 112 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств тому, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела следует, что решением Ольского районного суда Магаданской области от 8 августа 2012 года на МОГБУЗ "Ольская районная больница" возложена обязанность в срок до 1 ноября 2013 года получить лицензию на оказание услуг по эндоскопии (л.д. 94-97).
Решение суда вступило в законную силу 15 сентября 2012 года.
22 мая 2015 года Ольским районным судом Магаданской области взыскателю (прокурор Ольского района) выдан исполнительный лист (л.д. 80).
13 ноября 2015 года исполнительный лист заместителем прокурора Ольского района направлен для принудительного исполнения судебного решения в Ольский районный отдел судебных приставов (л.д. 81-82).
01 декабря 2015 года на основании указанного исполнительного документа начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного ОСП УФССП России по Магаданской области в отношении МОГБУЗ "Ольская районная больница" возбуждено исполнительное производство N ... -ИП, о чем вынесено соответствующее постановление (л.д. 83).
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 29 декабря 2015 года (л.д.78).
В указанном постановлении должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником его копии.
Судебным приставом-исполнителем в адрес МОГБУЗ "Ольская районная больница" направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих исполнение решения суда, которое получено должником 20 апреля 2016 года (л.д. 17).
21 апреля 2016 года должником в адрес судебного пристава-исполнителя Агаповой Д.С. направлено письмо, в котором сообщается о предпринятых мерах для исполнения решения суда и невозможности его исполнить ввиду происшедшего в 2014 году стихийного бедствия (наводнения), а также в связи с отсутствием финансирования на ремонт помещений, предназначенных для эндоскопических исследований.
В связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок без уважительных причин требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Агаповой Д.С. 25 апреля 2016 года вынесено оспариваемое постановление о взыскании с Учреждения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Принимая решение об отказе в признании указанного постановления незаконным, суд пришел к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения обжалуемого постановления, поскольку должник не доказал невозможность исполнения требований исполнительного документа в период с 29 декабря 2015 года (дата получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства) до 14 января 2016 года (окончание срока для добровольного исполнения требований), а также не представил доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) для его неисполнения в этот же срок.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30, 112 Закона об исполнительном производстве, также исходил из того, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует закону, не нарушает права и свободы административного истца, вынесено в связи с неисполнением должником в установленный срок требований исполнительного документа в добровольном порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку судом первой инстанции не были установлены и проверены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Если срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек и судом не восстановлен, судебный пристав-исполнитель на основании пункта 3 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвращает исполнительный документ взыскателю без исполнения.
Из материалов дела следует, что исполнительный документ 13 ноября 2015 года направлен для принудительного исполнения заместителем прокурора Ольского района в Ольский районный отдел судебных приставов по истечении срока его предъявления к исполнению.
Сведений о том, что срок предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании решения Ольского районного суда Магаданской области от 8 августа 2012 года о возложении на МОГБУЗ "Ольская районная больница" обязанности в срок до 1 ноября 2013 года получить лицензию на оказание услуг по эндоскопии, был восстановлен судом, материалы настоящего дела не содержат.
Также отсутствуют доказательства, подтверждающие перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
При таких обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для возбуждения исполнительного производства в отношении МОГБУЗ "Ольская районная больница", следовательно, все последующие постановления, вынесенные судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденного исполнительного производства нельзя признать законными.
В соответствии со статьей 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется, в том числе на принципах законности.
Принимая во внимание, что трехлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению со дня вступления судебного акта в законную силу истек, и по истечении этого срока применительно к настоящему делу отсутствует возможность принудительного исполнения судебного постановления, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судебная коллегия полагает, что оспариваемое постановление при установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах нарушает имущественные права административного ответчика.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене по причине неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об удовлетворении требований искового заявления.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При этом требование об отмене оспариваемого постановления не может быть удовлетворено, поскольку суд вправе только указать способ восстановления нарушенного права административного истца.
Руководствуясь статьей 309 частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда,
РЕШИЛА:
решение Магаданского городского суда от 19 мая 2016 года отменить и принять новое решение, которым административное исковое заявление Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ольская районная больница" удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права МОГБУЗ "Ольская районная больница" постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области Агаповой Д.С. от 25 апреля 2016 года о взыскании исполнительского сбора с МОГБУЗ "Ольская районная больница" в размере 50 000 руб.
Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов России по Магаданской области устранить допущенное нарушение прав административного истца, приняв меры по отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов УФССП России по Магаданской области Агаповой Д.С. от 25 апреля 2016 года о взыскании исполнительского сбора с МОГБУЗ "Ольская районная больница" в течение 10 дней со дня получения настоящего апелляционного определения.
Об устранении нарушенных прав МОГБУЗ "Ольская районная больница" сообщить Магаданскому городскому суду и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи Л.Н. Баюра
М.Г. Кошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.