Судья Магаданского областного суда Баюра Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Луштей Л.В.,
с участием заместителя Магаданского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Попова М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Остроухова О.В. на решение судьи Магаданского городского суда Магаданской области от 10 июня 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Остроухова О.В. на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 28 апреля 2016 года N ТБ-ВТ-08/04/2016/16-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - старшего специалиста отдела флота акционерного общества "ТРАЛКОМ"
Остроухова О.В., " ... "
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Мякишева В.В. от 28 апреля 2016 года N ТБ-ВТ-08/04/2016/16-П должностное лицо - старший специалист отдела флота ЗАО "ТРАЛКОМ" (с 05 мая 2016 года АО "ТРАЛКОМ") Остроухов О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Магаданского городского суда от 10 июня 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Магаданский областной суд, Остроухов О.В. просит отменить судебный акт, а также постановление должностного лица, считая их незаконными.
Указывает, что в его действиях отсутствует вина в несоблюдении требований по обеспечению транспортной безопасности, поскольку им были предприняты все зависящие меры по предотвращению совершения правонарушения, в частности, инициировано заключение договора от 31 марта 2015 года N 2015-307, передана необходимая документация, произведена предоплата, сроки выполнения работ по договору соответствуют срокам, установленным Требованиями. Заключив договор с ООО "ИБИКОН", он как уполномоченное должностное лицо обосновано рассчитывал на своевременную разработку и последующее утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, не мог и не должен был предвидеть несвоевременное исполнение обязательств со стороны ООО "ИБИКОН".
Считает, что просрочка в разработке плана возникла не по его вине, в связи с чем он не может нести ответственность за действия третьих лиц. Также указывает, что свои должностные обязанности он исполнял в той мере, в которой это было возможно, учитывая отдаленность местонахождения ООО "ИБИКОН".
Обращает внимание на то, что судьей проигнорирована субъективная сторона правонарушения, в основу вины должностного лица приняты лишь объективные обстоятельства.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Остроухова О.В., а также представителей административного органа.
Выслушав прокурора, возражавшего относительно доводов жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Пунктами 1 и 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон "О транспортной безопасности", Закон) определено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а именно: противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшего угрозу наступления таких последствий.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (часть 1 статьи 2 Закона).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона).
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 1 статьи 8 Закона).
Приказом Минтранса России от 08 февраля 2011 года N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - Требования).
Данные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства (пункт 4 Требований).
Подпунктом 5.8 пункта 5 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС.
План обеспечения транспортной безопасности ТС является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортной безопасности", а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 9 Закона).
За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в отношении ЗАО "ТРАЛКОМ" Магаданской транспортной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности.В ходе проверки установлено, что 27 мая 2015 года Федеральным агентством морского и речного транспорта транспортному средству "Залив Забияка", судовладельцем которого является ЗАО "ТРАЛКОМ", присвоена 3 категория, реестровый номер МКС-0003131. Указанное морское судно внесено в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского транспорта.
Заключением Росморречфлота от 25 декабря 2015 года утверждены результаты оценки уязвимости морского судна "Залив Забияка", следовательно, план обеспечения транспортной безопасности ТС "Залив Забияка" должен быть разработан и передан на утверждение в Управление транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта не позднее 26 марта 2016 года, при этом реализация указанного плана должна быть осуществлена не позднее 26 июня 2016 года.
Из материалов дела также следует, что 31 марта 2015 года между ЗАО "ТРАЛКОМ" и ООО "ИБИКОН" заключен договор на оказание услуг, предметом которого, в том числе является разработка плана обеспечения транспортной безопасности РТМС "Залив Забияка", который на момент проверки 30 марта 2016 года в полном объеме разработан не был, на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта не направлен.
Данные обстоятельства свидетельствую о несоблюдении субъектом транспортной инфраструктуры подпункта 5.8 пункта 5 Требований, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом генерального директора ЗАО "ТРАЛКОМ" от 17 декабря 2012 года N 16 специалист флота Остроухов О.В. назначен ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры - ЗАО "ТРАЛКОМ".
Таким образом, Остроухов О.В., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в ЗАО "ТРАЛКОМ", не выполнил требования подпункта 5.8 пункта 5 Требований, являющиеся обязательными для исполнения в силу Закона.
Вина Остроухова О.В. как должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, подтверждается: актом проверки от 04 апреля 2016 года, свидетельством о праве собственности на судно, сообщением начальника Росморречфлота от 27 мая 2015 года, заключением Федерального агентства морского и речного транспорта от 25 декабря 2015 года, договором от 31 марта 2015 года N 2015-307, заключенным между ЗАО "ТРАЛКОМ" и ООО "ИБИКОН" на оказание услуг, в том числе по разработке планов обеспечения транспортной безопасности, ответом ООО "ИБИКОН" от 28 марта 2016 года, согласно которому ООО "ИБИКОН" произвело ОУ судна и в данный момент занимается разработкой планов обеспечения транспортной безопасности, ответом ООО "ИБИКОН" от 04 апреля 2016 года, согласно которому план обеспечения транспортной безопасности направлен на согласование в ФАМРТ, приказом генерального директора ЗАО "ТРАЛКОМ" от 17 декабря 2012 года N 16 и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа и судьей городского суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Остроухова О.В. правильно квалифицированы должностным лицом и судьей по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, так как Остроухов О.В., являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, не исполнил требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Выводы о виновности Остроухова О.В. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении должностного лица и решении судьи, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В поданной в Магаданский областной суд жалобе Остроухов О.В. утверждает, что в его действиях отсутствует вина, поскольку им были предприняты все меры по предотвращению совершения вмененного административного правонарушения, в частности, инициировано заключение договора от 31 марта 2015 года N 2015-307, передана необходимая документация, произведена предоплата, сроки выполнения работ по договору соответствуют срокам, установленным Требованиями.
Данные доводы не могут повлечь признание состоявшихся по делу постановлений незаконными.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Остроуховым О.В. было допущено ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, повлекшее несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств.
Вопреки доводам жалобы материалы дела не содержат сведений о том, что Остроуховым О.В. предпринимались достаточные меры для выполнения Требований, а именно отсутствуют доказательства того, что им осуществлялся контроль за соблюдением сроков выполнения ООО "ИБИКОН" условий договора N 2015-307, предпринимались меры к обеспечению исполнения обязательств в сроки, предусмотренные договором.
Как правильно указал судья городского суда, выполнение предусмотренной обязанности не исчерпывается лишь фактом заключения договора со специализированной организацией. Субъект транспортной инфраструктуры обязан, в частности принять меры к обеспечению исполнения обязательств второй стороной договора, в данном случае ООО "ИБИКОН".
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки должностным лицом административного органа и судьей городского суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих постановлениях, и не ставят под сомнение их законность и обоснованность.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи, так как не опровергают правильные выводы указанных лиц о наличии в действиях Остроухова О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Определенные должностным лицом вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
Возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления и решения суда, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 28 апреля 2016 года N ТБ-ВТ-08/04/2016/16-П, решение судьи Магаданского городского суда от 10 июня 2016 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Остроухова О.В. на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 28 апреля 2016 года N ТБ-ВТ-08/04/2016/16-П по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица - старшего специалиста отдела флота акционерного общества "ТРАЛКОМ" Остроухова О.В. оставить без изменения, жалобу Остроухова О.В. - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 КоАП РФ лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим постановление или направившим дело на рассмотрение судье, либо опротестовано прокурором.
Судья
Магаданского областного суда Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.