Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 12 июля 2016 г. по делу N 33а-207/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части ... Мороза В.А. об оспаривании действий начальника отделения (территориального, город Абакан) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение), связанных с истребованием справки о сдаче жилого помещения и бездействия, связанного с ненаправлением документов для принятия решения о выплате жилищной субсидии,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика по доверенности - Гордеева А.А. на решение Красноярского гарнизонного военного суда от 23 марта 2016, которым требования административного истца удовлетворены частично.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного постановления, доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Мороз В.А. проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части ... , имеет выслугу более 20 лет.
В период прохождения службы в городе Хабаровске в июле 1996 года Морозу В.А. и членам его семьи - жене М.О.Н ... и сыну М.Я.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: город Хабаровск, переулок К ... , дом ... , квартира ...
В связи с убытием к новому месту службы (город Красноярск), истец с 2006 года снялся с регистрационного учета, а нанимателем указанного жилого помещения с 2009 года признана его жена М.О.Н. где постоянно зарегистрирована она сама и их сын.
При этом М.О.Н. (супруга) обязалась сдать и освободить вышеуказанное жилое помещение в 2-х месячный срок со дня приобретения жилого помещения, что усматривается из соответствующего обязательства от 15 сентября 2015 года.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от 12 февраля 2007 года, Морозу В.А. и членам его семьи по месту службы предоставлена служебная квартира по адресу: город Красноярск, улица Ж ... , дом ... квартира ...
При этом Мороз В.А. обязался сдать служебную квартиру не позднее 4 месяцев с момента перечисления жилищной субсидии, что усматривается из соответствующего обязательства от 31 августа 2015 года.
Решением Красноярского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2010 года на начальника ФГУ "Красноярская КЭЧ района" МО РФ возложена обязанность по внесению сведений об административном истце и членах его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения с 22 сентября 2010 года.
Согласно уведомлению территориального отделения N 10 от 26 ноября 2015 года, Морозу предложено реализовать свое жилищное право путем получения жилищной субсидии.
25 декабря 2015 года Мороз обратился в территориальное отделение с заявлением о перечислении жилищной субсидии, представив договор об открытии банковского счета, однако административный ответчик служебным письмом N ... от 02 февраля 2016 года обязал Мороза предоставить пакет документов, среди которых - справка о сдаче жилого помещения по адресу: город Хабаровск, переулок К ... , дом ... , квартира ...
Не согласившись с вышеуказанными требованиями начальника территориального отделения, Мороз, с учетом уточнений, оспорил соответствующие действия и бездействия должностного лица в Красноярском гарнизонном военном суде, который решением от 23 марта 2016 года заявление удовлетворил частично, признав незаконными указанные действия начальника территориального отделения, связанные с требованием предоставить справку о сдаче жилого помещения по адресу: горд Хабаровск, переулок К ... , дом ... , квартира ...
В удовлетворении требования о возложении на административного ответчика обязанности направить в территориальное отделение комплект документов для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии Морозу отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Гордеев А.А., считая решение суда незаконным и необоснованным, не мотивированным, вынесенным с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, а выводы, изложенные в нем противоречивыми, просит о его отмене и принятии нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства спора, отдельные положения военного и жилищного законодательства, а также на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" апеллянт приводит доводы, совокупность которых образует суждение о том, что вопреки выводам суда, требование начальника территориального отделения к Морозу о предоставлении справки о сдаче жилья, является обоснованным.
Кроме того, по мнению автора жалобы, суд первой инстанции, в нарушение статьи 10 Конституции Российской Федерации, регламентирующей разделение государственной власти в Российской Федерации, фактически подменил собой орган исполнительной власти - орган жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ "Центррегионжилье".
В своих возражениях административный истец, опровергая доводы жалобы, просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Право на получение жилищной субсидии установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), согласно пунктам 1, 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь Законом, 21 июля 2014 года Министр обороны Российской Федерации издал приказ N 510, которым утвердил Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В силу пунктов 5, 7 и 8 данного Порядка основанием для предоставления военнослужащим жилищной субсидии является соответствующее решение, принятие которого возложено на уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа).
В Министерстве обороны Российской Федерации таким органом является Департамент жилищного обеспечения, осуществляющий свои функции через специализированные организации. К числу последних согласно приказу Минобороны России от 03 ноября 2010 года N *** относится федеральное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - региональное управление).
Во исполнение вышеприведенного Порядка начальник регионального управления приказом от 22 августа 2014 года N ** возложил на начальника территориального отделения обязанности по проверке учетных дел военнослужащих на предмет возможности обеспечения их жилищной субсидией. Согласно приложению N 3 к этому приказу результаты проверки оформляются в письменном виде и направляются в региональное управление для принятия решения о предоставлении обозначенной выплаты. При их подготовке подлежат выяснению как предполагаемая к выдаче военнослужащему денежная сумма, так и исходные данные, используемые при ее исчислении, включая норматив общей площади жилого помещения.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей предоставляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение уполномоченного органа) договор открытия банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
Пункт 7 этого же Порядка обязывает соответствующее должностное лицо получить от военнослужащего заявление о перечислении жилищной субсидии, соглашение о сдаче жилого помещения (при его наличии у военнослужащего), копию договора об открытии банковского счета (заверенную уполномоченным лицом). Подписи членов семьи военнослужащего на заявлении и соглашении должны быть сверены и закреплены подписью начальника территориального отдела (отделения) в присутствии которого осуществлены записи, а в дальнейшем заверены уполномоченным лицом регионального управления. При отсутствии же возможности прибыть всем членам семьи военнослужащего в территориальный отдел (отделение) подписи могут быть заверены нотариально. То есть данный перечень условий является исчерпывающим.
Принимая решение о частичном удовлетворении требований административного иска Мороза, суд первой инстанции посчитал, что требование административного ответчика предоставить справку о сдаче именно Морозом жилья, являются необоснованными и препятствующими реализации административным истцом своих жилищных прав.
Соглашаясь с таким выводом и отклоняя доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что упомянутые требования о предоставлении справки противоречат вышеприведенным нормативным актам и нарушают права административного истца.
Утверждение административного ответчика об обратном основано на произвольном толковании им нормативных правовых актов, приведенных в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, гарнизонный военный суд, приходя к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования Мороза о возложении на начальника территориального отделения обязанности направить в ЦРУЖО комплект документов для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии, правильно исходил из того, что таковые являются преждевременными и необоснованными, поскольку административный ответчик может совершить эти действия только после получения ответа на запрос из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и при отсутствии оснований для снятия Мороза и членов его семьи с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях. Поэтому решение суда в этой части сомнений в своей обоснованности не вызывает.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения гарнизонного военного суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 177, 307-309 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Красноярского гарнизонного военного суда от 23 марта 2016 года по административному исковому заявлению Мороза В.А. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Гордеева А.А.- без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.