Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Панова И.М.
судей Малыгиной Г.В., Виноградовой О.А.,
при секретаре Шалиной Н.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ананьевой Л.Ф. на решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2016г., которым постановлено:
Ананьевой Л.Ф. в удовлетворении исковых требований к Администрации города Великие Луки об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительств), площадью 600 кв.м. сроком на 20 лет с установлением арендной платы в соответствии с рыночной стоимостью участка отказать.
Выслушав доклад судьи Виноградовой О.А., объяснения представителя Администрации города Великие Луки Родителева И.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ананьева Л.Ф. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации города Великие Луки об обязании заключить с нею договор аренды земельного участка с КН ***, категория земель "земли населенных пунктов", с разрешенным использованием "для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительств)", площадью 600 кв.м. сроком на 20 лет, установив арендную плату в соответствии с рыночной стоимостью земельного участка.
В обоснование иска она указала, что является ветераном труда и имеет право на предоставление в аренду земельного участка. С целью реализации своих прав она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением, представив все необходимые документы. Постановлением Администрации города от ***2015г. N *** ей был предоставлен в аренду земельный участок, но затем письмом от ***2016г. Администрация ей отказала в заключении договора аренды по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не имеет кадастровой стоимости, в связи с чем невозможно установить арендную плату. Полагала, что ответчик незаконно отказал ей в заключении договора аренды, т.к. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009г. N582 предусмотрена возможность определения арендной платы на основании рыночной стоимости. Данная стоимость определена оценщиком ООО " А." и составляет *** руб.
В судебном заседании Ананьева Л.Ф. поддержала иск в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации г. Великие Луки Родителев И.А. иск не признал, указал, что у Администрации города нет полномочий устанавливать арендную плату по рыночной стоимости, поскольку она подлежит установлению по кадастровой, а сведения о кадастровой стоимости в ГКН отсутствуют. В связи с чем, заключить договор аренды с истцом не представляется возможным, поскольку невозможно определить арендную плату.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Ананьева Л.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным толкованием закона. Полагает, что суд должен был принять во внимание Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N582, которым установлены единые принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и определено, что арендная плата должна определяться на основании рыночной стоимости земельного участка, которая в данном случае определена оценщиком.
На данную апелляционную жалобу представителем ответчика направлен отзыв, в котором указано, что ответчик соглашается с исковыми требованиями истца и полагает, что они подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ананьева Л.Ф., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается почтовым уведомлением, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не представила.
Представитель Администрации города Великие Луки Родителев И.А. поддержал отзыв на апелляционную жалобу, указав, что ответчик сможет заключить договор аренды земельного участка на основании решения суда.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании установлено, что истцу Ананьевой Л.Ф. присвоено звание "Ветеран труда".
В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона Псковской области от 11.01.2005 N401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" она имеет право на первоочередное выделение земельных участков под жилищное строительство.
Реализуя указанное право, ***2014г. Ананьева Л.Ф. обратилась в Администрацию города Великие Луки с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для малоэтажной жилой застройки (ИЖС).
Постановлением Администрации города от ***2015г. N *** было предварительно согласовано предоставление ей земельного участка, а затем письмом от ***2015г. сообщено, что принято решение ***2015г. N *** о предоставлении ей в аренду земельного участка для ИЖС, в котором также было указано, что проект договора аренды будет подготовлен и направлен ей для ознакомления после установления кадастровой стоимости земельного участка. К указанному письму была приложена копия постановления от ***2015г.
***2016г. Ананьевой Л.Ф. Администрацией города Великие Луки было направлено письмо, в котором было указано, что в настоящее время отсутствуют сведения о кадастровой стоимости земельного участка, проведение государственной кадастровой оценки земель на территории Псковской области запланировано на 2016 год, в связи с чем, рассчитать арендную плату в отношении земельного участка не представляется возможным. Ананьевой Л.Ф. было предложено дождаться проведения кадастровой оценки земель, после чего с нею будет заключен договор аренды.
Таким образом, причиной нереализованности решения от ***2015г. по заключению договора аренды земельного участка явилось отсутствие возможности рассчитать арендную плату. Права Ананьевой Л.Ф. на заключение договора аренды земельного участка не оспаривались.
Обращаясь в суд с иском, Ананьева Л.Ф. полагала, что данное письмо является отказом в заключении с нею договора аренды испрашиваемого земельного участка, он незаконен, поскольку отсутствуют препятствия для заключения договора, т.к. арендную плату можно установить исходя из оценки рыночной стоимости земельного участка.
Давая оценку доводам истца, с учетом анализа норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как правильно указал суд, в соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пункт 3 указанной нормы предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ст. 22 п. 4 и п.12 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды и является существенным условием договора аренды земельного участка.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Псковской области и участки, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен законом Псковской области от 08.04.2008 N 756-оз "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Псковской области и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Псковской области". В соответствии со ст.1 Закона арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Оценка кадастровой стоимости земель на территории Псковской области входит в компетенцию Администрации Псковской области.
Кадастровая стоимость земельного участка, испрашиваемого истцом Ананьевой Л.Ф., отсутствует, что подтверждается представленным суду кадастровым паспортом земельного участка.
Учитывая вышеприведенные нормы закона, у Администрации города Великие Луки отсутствуют правовые основания для заключения с Ананьевой Л.Ф. в настоящее время договора аренды земельного участка, поскольку невозможно определить существенное условие договора - арендную плату.
Доводам Ананьевой Л.Ф. о возможности определения арендной платы, исходя из рыночной стоимости земельного участка, которая определена оценщиком ООО " А.", судом проверены и обоснованно отвергнуты.
"Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", на которые ссылается Ананьева Л.Ф. в обоснование своих требований, действительно предусматривают возможность предоставления земельного участка на основании рыночной стоимости, но за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год (арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (если иное не установлено федеральными законами), одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п.3 Правил в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка. К таким целям отнесено и предоставление земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, указанные Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Однако, и данные Правила указывают на определение арендной платы в отношении земельного участка, предоставляемого в аренду исходя из кадастровой стоимости.
Собственником испрашиваемого Ананьевой Л.Ф. земельного участка Российская Федерация не является, в связи с чем, постановление Правительства N582 подлежит применению только в части установления Основных принципов определения арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. Указанная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N2 (2015)".
Кроме того, Федеральным Законом от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен определенный уровень размера арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный для жилищного строительства, который рассчитывается также исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с указанным, представленный Ананьевой Л.Ф. расчет рыночной стоимости земельного участка в качестве доказательства по рассматриваемому спору не мог быть принят судом.
Учитывая изложенное выше, доводы Ананьевой Л.Ф. о возможности установления арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка, являются несостоятельными.
При рассмотрении дела, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права допущено не было, решения является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы фактически воспроизводят позицию истца в суде первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права и не опровергают выводов суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда от *** 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ананьевой Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий И.М. Панов
Судьи Г.В. Малыгина
О.А. Виноградова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.