Председатель Псковского областного суда В.Н. Кондратьев, рассмотрев жалобу директора ООО "ТРАК Северо-Запад" Ефимова Е.Р., на вступившее в законную силу постановление N "данные изъяты" от 27 апреля 2015 года, решение Псковского районного суда от 17 мая 2016 года и решение судьи Псковского областного суда от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "ТРАК Северо-Запад",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда по Псковской области N "данные изъяты" от 27 апреля 2015 года ООО "ТРАК Северо-Запад" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Решением судьи Псковского районного суда от 22 мая 2015 года, решением судьи Псковского областного суда от 29 июня 2015 года и постановлением председателя Псковского областного суда от 01 сентября 2015 года, принятыми по жалобам ООО "ТРАК Северо-Запад", вышеуказанное постановление было оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года жалоба законного представителя ООО "ТРАК Северо-Запад" была удовлетворена частично, вышеуказанные судебные решения и постановление председателя Псковского областного суда от 01 сентября 2015 года были отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Псковский районный суд.
Решением судьи Псковского районного суда от 17 мая 2016 года и решением судьи Псковского областного суда от 18 июля 2016 года постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Псковской области N "данные изъяты" от 27 апреля 2015 года вновь оставлено без изменения.
В жалобе директором ООО "ТРАК Северо-Запад" ставится вопрос об отмене принятых по делу актов, по мотивам проведения надзорной проверки инспекцией труда при отсутствии достаточных оснований для её проведения, и неприменения при разрешении дела пункта 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не нахожу.
Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в законную силу 01.01.2014, под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также-вредные и (или)опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Порядок проведения специальной оценки условий труда предусмотрен статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 4 которой установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Обязанность работодателя по обязательному проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда ранее возлагалась на работодателя статьей 212 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
В частности подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (в первоначальной редакции) установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в числе других случаев в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанного случая.
Согласно подпункту 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 01.05.2016), внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, на который имеется ссылка в жалобе, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года только в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм, при отсутствии аттестации рабочих мест юридического лица по условиям труда, и при наличии указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ рабочих мест специальная оценка условий труда подлежит проведению в течении12 месяцев со дня вступления в силу выше названного Закона, то есть до 01.01.2015 года, поскольку аттестация введенных в эксплуатацию таких рабочих мест не проводилась. В связи с изложенным, довод жалобы о том, что проверка проведена преждевременно является необоснованным.
Как следует из материалов дела, в ходе неплановой документарной проверки, проведенной в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" Государственной инспекцией труда по Псковской области в отношении ООО "ТРАК Северо-Запад", было установлено, что обществом со дня его образования, то есть с "данные изъяты" года, аттестация рабочих мест работников по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также специальная оценка условий труда не проводились.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом проверки N "данные изъяты" от "данные изъяты", протоколом об административном правонарушении N "данные изъяты" от "данные изъяты", предписанием N "данные изъяты" от "данные изъяты" и другими материалами дела.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО "ТРАК Северо-Запад" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Доводам жалобы об отсутствии в действиях ООО "ТРАК Северо-Запад" состава административного правонарушения судьями, как первой, так и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Пунктом 2 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Между тем, в штате юридического лица была выявлена профессия водителя автомобиля грузоподъемностью от 1,5 тонн, которая в соответствии с пунктом 200 раздела ХХХIII "ТРАНСПОРТ" Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991), отнесена к профессии с вредными условиями труда, дающая право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
Учитывая, данное обстоятельство, суды пришли к верному выводу о том, что аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также специальная оценка условий труда в ООО "ТРАК Северо-Запад" не проводились, в то время, как в штате Общества имелись потенциально вредные рабочие места, относящиеся к указанным, в части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ, и установленные заключением эксперта N "данные изъяты" (л.д. "данные изъяты").
С учетом требований статьи 2.1 КоАП РФ, ООО "ТРАК Северо-Запад" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Судами правомерно указано, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТРАК Северо-Запад" проведена в полном соответствии с требованиями статьи 360 ТК РФ, поводом для ее проведения послужило письменное сообщение Государственного комитета Псковской области по труду от "данные изъяты" N "данные изъяты" о не представлении Обществом сведений за 2014 год о проведении специальной оценки условий труда, как того требует положение статьи 212 ТК РФ, и о необходимости принятия мер реагирования.
Действиям ООО "ТРАК Северо-Запад" дана правильная юридическая оценка по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначенное наказание отвечает требованиям закона.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, по делу не допущено, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление N "данные изъяты" от 27 апреля 2015 года, решение Псковского районного суда от 17 мая 2016 года и решение судьи Псковского областного суда от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - ООО "ТРАК Северо-Запад", оставить без изменения, жалобу директора ООО "ТРАК Северо-Запад" Ефимова Е.Р. - без удовлетворения.
Председатель
Псковского областного суда /подпись/ В.Н. Кондратьев
Копия верна:
Председатель
Псковского областного суда В.Н. Кондратьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.