Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркина И.В., судей НестеровойА.А., Савелькиной Г.О., при секретаре судебного заседания Степановой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики к Товариществу собственников жилья "Муссон" о ликвидации, поступившее по апелляционной жалобе третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на заочное решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2016 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
- ликвидировать ТСЖ "Муссон", расположенное по адресу: " ... ";
- обязать ИФНС России по г. Чебоксары внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТСЖ "Муссон".
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Муссон" (далее ТСЖ "Муссон") о ликвидации Товарищества, расположенного по адресу: " ... ", и возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (далее ИФНС России по г. Чебоксары) обязанности внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТСЖ "Муссон".
Требования мотивированы тем, что ТСЖ "Муссон" создано в доме N " ... " по ул. " ... ". В период с 25 июня 2015 года по 29 июня 2015 года Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в соответствии с частью 4.2. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации была проведена внеплановая документарная проверка соответствия Устава ТСЖ "Муссон" требованиям законодательства Российской Федерации. В процессе проведения надзорных мероприятий было установлено, что Устав ТСЖ "Муссон" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, о чем был составлен акт N 35/01 от 29 июня 2015 года и выдано предписание N 01 от 29 июня 2015 года с требованием привести Устав ТСЖ "Муссон" в соответствие с действующим законом в срок до 28 декабря 2015 года. Однако предписание ТСЖ "Муссон" не исполнило.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Казамбаева Н.Н. исковые требования поддержала по изложенным основаниям и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ТСЖ "Муссон" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО "НИДИ" Павлов О.В. исковые требования Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики поддержал и просил их удовлетворить.
Третье лицо ИФНС России по г. Чебоксары явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше заочное решение, обжалованное третьим лицом ИФНС России по г. Чебоксары в части удовлетворения иска о возложении на ИФНС России по г. Чебоксары обязанности внести запись о ликвидации ТСЖ "Муссон" на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что решение суда является лишь основанием начала процедуры ликвидации ТСЖ "Муссон", а обязанность по ликвидации должна быть возложена на его учредителей или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица. Также указывается на то, что возложение судом на государственный орган каких-либо обязанностей возможно лишь при условии признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) соответствующего государственного органа.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя третьего лица ИФНС России по г. Чебоксары Автушенко Е.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.
Органам государственного жилищного надзора предоставлены полномочия по проверке соответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации и выдаче предписаний об устранении выявленных несоответствий в шестимесячный срок со дня направления такого предписания (подпункты 2 и 3 пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товариществ собственников жилья в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Право органов государственного жилищного надзора на обращение в суд с заявлением о ликвидации товарищества закон связывает с истечением срока исполнения предписаний данных органов об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Муссон", расположенное по адресу: " ... ", зарегистрировано в ИФНС по г. Чебоксары 16 июля 2002 года.
В период с 25 июня 2015 года по 29 июня 2015 года Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в рамках предоставленных полномочий была проведена внеплановая документарная проверка соответствия Устава ТСЖ "Муссон" требованиям действующего законодательства.
По результатам проверки 29 июня 2015 года составлен акт N 35/01, в котором указано, что Устав ТСЖ "Муссон" не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации: пункт 1.2. Устава противоречит части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункты 2.2., 2.4. Устава противоречат части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой общее имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, а не только членам ТСЖ; абзац 1 пункта 2.5., пункт 2.7. Устава противоречит части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме; пункты 1.7., 5.1.1. Устава противоречат Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку Федеральный закон от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" утратил силу с 01 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ; пункты 3.1., 3.4.-3.7. Устава противоречат частям 1-3 статьи 143 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 4.4. Устава, обязывающий предоставлять покупателю копию Устава и сведения о его обязанностях Товариществу, противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации; раздел 5 необходимо привести в соответствии с требованиями статей 137 и 138 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 6.1. Устава необходимо привести в соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой Товарищество имеет право осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов; абзац 2 пункта 7.1. Устава противоречит статье 145 Жилищного кодекса Российской Федерации; абзац 2 пункта 7.6. Устава противоречит разделу IX Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, где установлен порядок отключения или ограничения в предоставлении коммунальных услуг; абзацы 2-8 пункта 8.2., пункты 8.5., 8.6., абзац 16 пункта 8.7. Устава противоречат статье 146 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункты 9.2.-9.2.2. Устава противоречат части 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
На основании данного акта ответчику выдано предписание N 01 привести Устав Товарищества в соответствие с действующим законодательством в срок до 28 декабря 2015 года. В данном предписание указан характер нарушения - несоответствие Устава ТСЖ "Муссон" требованиям действующего законодательства.
Согласно ответа на предписание N 01 от 29 июня 2015 года, в 2007 году общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выбрало другой способ управления - управление управляющей организацией ООО "НИДИ". ТСЖ "Муссон" фактически не осуществляет свою деятельность.
Из имеющихся в материалах дела акта N 35/02 от 05 февраля 2016 года, данных официального сайта Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике Устав ТСЖ "Муссон" не приведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском, Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики в качестве основания ликвидации ТСЖ "Муссон" указывает на неисполнение Товариществом в установленный срок предписания от 29 июня 2015 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что предписание Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о приведении Устава ТСЖ "Муссон" в соответствии с требованиями действующего законодательства не исполнено, в связи с чем пришел к выводу о ликвидации ТСЖ "Муссон".
Решение суда в указанной части сторонами по делу не оспаривается, сомнений в его правильности у судебной коллегии не имеется.
Проверяя решение суда в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в таком случае осуществляется в соответствии со статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение суда о ликвидации не исключает необходимости соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной законом, поскольку при ее осуществлении принимаются меры, направленные на защиту прав и интересов всех заинтересованных лиц.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 года исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, производится по решению регистрирующего органа при наличии сведений о том, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность (статья 21.1 Закона).
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьями 20, 21, 22 названного Закона.
В соответствии со статьей 20 названного Закона сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока: а) установленного для предъявления требований кредиторами; б) вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации; в) окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
Согласно статье 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, решение суда о ликвидации юридического лица является основанием лишь для внесения регистрирующим органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица, но не для внесения записи о ликвидации как таковой.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что требование Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики о возложении на ИФНС России по г. Чебоксары обязанности внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТСЖ "Муссон" не носит самостоятельного характера, ИФНС России по г. Чебоксары ответчиком по делу не является, и действия указанного государственного органа предметом рассмотрения настоящего спора не являются.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ТСЖ "Муссон" подлежит исключению из резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Резолютивную часть заочного решения Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2016 года уточнить и изложить в следующей редакции:
"Ликвидировать ТСЖ "Муссон", расположенное по адресу: " ... "".
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи А.А. Нестерова
Г.О. Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.