Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Горбунова Е.В. о признании незаконным и отмене решения Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 03 августа 2016 года N 14/01 "О регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15",
установил:
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 года N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением от 09 июня 2016 года N 142/1106-V Центральная избирательная комиссия возложила полномочия окружной избирательной комиссии по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Ленинскую районную г. Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
Решением Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 03 августа 2016 года N 14/01 Семенов В.Н. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15.
Горбунов Е.В., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу N 15, действуя через представителя Сидорова Ю.Б., обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 03 августа 2016 года N 14/01, считая, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных законом, а также гарантий равенства других кандидатов.
Административное исковое заявление с учетом последующего уточнения и дополнения мотивировано тем, что в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложения N 5 к нему), п. 8 ст. 19 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Семенова В.Н. наряду с наименованием законодательного органа Чувашской Республики не указан номер созыва, в то время, когда Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 года N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики именно шестого созыва. Неуказание в подписном листе номера созыва вводит в заблуждение избирателей, нарушает форму подписного листа, не соответствует требованиям Федерального закона, и, как следствие, влечет признание недействительными всех подписей, представленных Семеновым В.Н. на регистрацию. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата на данных выборах. Следовательно, Ленинская районная г. Чебоксары территориальная избирательная комиссия 03 августа 2016 года приняла решение N 14/01 при наличии недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Семенова В.Н. Данное обстоятельство в силу п. 6 ст. 76 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для признания указанного решения территориальной избирательной комиссии незаконным и его отмене.
В качестве другого основания для признания решения о регистрации Семенова В.Н. кандидатом незаконным и его отмене указывается то, что территориальной избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения должным образом не проверено соблюдение кандидатом установленного порядка выдвижения и оплаты изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда. Так, для своей регистрации Семенов В.Н. в избирательную комиссию представил 7 папок с 670 листами с подписями избирателей. Согласно данным первого финансового отчета кандидата Семенова В.Н. на организацию сбора подписей избирателей им израсходовано 500 рублей, а на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей, средств не израсходовано, что свидетельствует о том, что на изготовление подписных листов им израсходовано 500 рублей. Вместе с тем, согласно заключению специалистов ООО "М-Холдинг", составленному на основании анализа рынка и счетов на оплату изготовления подписных листов, предоставленных зарегистрированными кандидатами в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, стоимость тиража в 1000 экземпляров составляет 4000 рублей. Таким образом, при существующих условиях рынка Семенов В.Н. не смог изготовить 670 подписных листов на сумму 500 рублей. Вышеизложенное свидетельствует о том, что подписные листы кандидата Семенова В.Н. изготовлены без оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в то время, когда несоблюдение требований при изготовлении подписных листов, предусмотренных приведенной нормой закона, влечет признание недействительными всех подписей, представленных на регистрацию.
Административный истец Горбунов Е.В. в судебное заседание не явился.
Его представитель Сидоров Ю.Б. поддержал требования по приведенным основаниям.
Представитель административного ответчика Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии Иванов Р.Г. требования не признал ввиду необоснованности.
Заинтересованное лицо Семенов В.Н., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился и явку своего представителя не обеспечил.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. административное исковое заявление считал не подлежащим удовлетворению.
Старший прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А.
требования
также
полагала не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, признав возможным в соответствии с требованиями норм КАС РФ рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно п. 5 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 - 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 32 настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 32 Закона Чувашской Республики установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Для регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, выдвинутого по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15, необходимое количество подписей составляет 1289.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 июля 2016 года Семеновым В.Н. в избирательную комиссию представлены документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты, включая подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей, из которого следует, что представлены 7 папок из 670 листов, содержащих 1417 подписей избирателей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 27 июля 2016 года число представленных подписных листов - 670, число представленных подписей - 1417, число подписей, исключенных (вычеркнутых) инициаторами выдвижения кандидата или самим кандидатом, - 418, число подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, - 45, число подписей избирателей с исправлениями, - 5, число подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения кандидата - 1, действительными и достоверными являются 1366 подписей или 96, 40%, количество которых признано достаточным для регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва.
В представленных суду и приобщенных к материалам дела подписных листах, содержащихся в первой папке, а также в подписных листах в оставшихся шести папках, обозревавшихся судом, в графе "выборы депутатов" указано наименование законодательного (представительного) органа государственной власти Чувашской Республики - "Государственного Совета Чувашской Республики 18 сентября 2016 года".
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону (п. 8).
В приложении 5 содержится форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно которой подписной лист в графе "выборы депутатов" должен содержать наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указания о необходимости содержания в этой графе номера созыва законодательного органа, как об этом утверждается стороной истца в административном исковом заявлении и в судебном заседании, не имеется.
Действительно, согласно п. 8 ст. 18 Закона Чувашской Республики от 30 марта 2006 года N 9 "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
В целях обеспечения единообразного применения законодательства в период работы с документами, представляемыми избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, на основании ст. 19 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" Центральная
избирательная комиссия постановлением от 09 июня 2016 года N 142/1105-V одобрила Перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва и рекомендовала избирательным объединениям, кандидатам в депутаты представлять документы, используя формы согласно приложениям к Перечню.
В приложении N 19 к Перечню документов, представляемых кандидатом в депутаты, выдвинутым по одномандатному избирательному округу, избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, содержится форма подписного листа, в котором в графе "выборы депутатов" содержится наименование представительного органа в виде "Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва 18 сентября 2016 года".
Вместе с тем, как было указано выше, эта форма подписного листа ЦИК Чувашской Республики для кандидатов в депутаты носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Таким образом, кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15 Семеновым В.Н. подписные листы представлены в территориальную избирательную комиссию по форме, предусмотренной федеральным законом, в связи с чем нарушений требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложения N 5 к нему), а также п. 8 ст. 19 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" при его регистрации территориальной избирательной комиссией не допущено.
В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
Согласно сведениям первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Семенова В.Н. на организацию сбора подписей избирателей израсходовано 500 рублей (строка 3.1.).
Представленной из банка выпиской по операциям по соответствующему счету подтверждается, что Семеновым В.Н. ИП ФИО1 30 июня 2016 года произведена оплата за подписные листы в размере 500 рублей.
Оценивая представленные стороной административного истца в обоснование своего основания счета ряда кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на оплату подписных листов индивидуальному предпринимателю ФИО1 и ООО "Навигатор", а также заключение ООО "М-Холдинг" о стоимости тиража 1000 экземпляров односторонних подписных листов в размере 4000 рублей, суд отмечает следующее.
Согласно счетам от 02 августа 2016 года N N, N стоимость изготовления одной единицы подписного листа составляет разную сумму (4 руб. 10 коп., 5 руб. 30 коп., 11 рублей соответственно).
Представителем административного истца суду представлены два счета от 03 августа 2016 года N разного содержания: в первом случае об оплате подписных листов индивидуальным предпринимателем, во втором - тем же индивидуальным предпринимателем бланков без указания наименования документа.
Что касается заключения ООО "М-Холдинг", то оно составлено на основании счетов, представленных стороной административного истца, и, как указано в самом заключении, данное заключение носит консультационный характер и не является отчетом в рамках ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральных стандартов оценки (ФСО 1, 2, 3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что данные доказательства не могут быть приняты во внимание в качестве достоверных доказательств, опровергающих оплату кандидатом Семеновым В.Н. изготовления подписных листов из средств своего избирательного фонда.
Более того, по запросу суда по факсимильной связи ИП ФИО1. представлены счет на оплату от 29 июня 2016 года N, выставленный ИП ФИО8 Семенову В.Н., а также платежное поручение от 30 июня 2016 года N о перечислении Семеновым В.Н. ИП ФИО1 500 рублей.
Из содержания упомянутого счета на оплату следует, что Семенову В.Н. выставлен счет на оплату подписных листов в количестве 1000 штук в размере 500 рублей.
Таким образом, подписные листы в количестве 670 штук Семеновым В.Н. изготовлены за счет средств его избирательного фонда, составлявшего 500 рублей.
В связи с вышеизложенным оснований для признания решения Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 03 августа 2016 года N 14/01 о регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15 незаконным и его отмене не имеется, вследствие чего в удовлетворении административного искового заявления Горбунова Е.В. отказывается.
Руководствуясь ст. ст.
178 - 180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Горбунова Е.В. о признании незаконным и отмене решения Ленинской районной г. Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 03 августа 2016 года N 14/01 о регистрации Семенова В.Н. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Новоюжному одномандатному избирательному округу N 15 отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.