Верховный Суд Чувашской Республики
под председательством судьи Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Степановой Е.Д.,
с участием прокурора Овчинниковой Н.А.,
представителей административного истца Семенова С.П. Сидорова Ю.Б., Майруковой Л.И.,
представителя административного ответчика Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии Щербакова Д.В.,
представителя заинтересованного лица Семенова А.А. Слисаренко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Семенова С.П., зарегистрированного кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N21, о признании незаконным и отмене решения Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N 18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21",
установил:
Семенов С.П., зарегистрированный кандидат в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N21, обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии и просит признать незаконным и отменить решение Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N 18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решение Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N 18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21" принято с нарушением положений Конституции РФ, норм права, нарушает гарантии равенства других кандидатов и подлежит отмене.
Такими нарушениями считает то, что выдвижение Семенова А.А., не состоящего в политических партиях, не занимающегося общественной деятельностью и ранее не участвовавшего в выборах, спланировано неустановленными лицами с целью нарушения конституционных прав кандидата Семенова С.П. быть избранным в органы государственной власти. Указывается также на нарушение формы подписного листа в поддержку выдвижения кандидата Семенова А.А., где не указан номер созыва Государственного Совета Чувашской Республики.
В представленных в ходе рассмотрения дела уточнениях и дополнениях к административному исковому заявлению указывается также на то обстоятельство, что стоимость изготовления тиража 1000 подписных листов не может составлять 500 руб., израсходованных из избирательного фонда согласно данных строки 3.1 первого финансового отчета кандидата Семенова А.А., тогда как в п.5 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Приведенные нарушения, по мнению административного истца, влекут признание недействительными всех подписей, представленных на регистрацию, являются самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата на данных выборах. В связи с вышеуказанными нарушениями считает, что следует признать незаконным и отменить решение Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N 18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21".
В судебном заседании представители административного истца Семенова С.П. Сидоров Ю.Б., Майрукова Л.И. административное исковое заявление поддержали по приведенным в заявлении и в уточнениях и дополнениях к заявлению доводам.
Представитель административного ответчика Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии Щербаков Д.В. административное исковое заявление не признал, полагал, что приведенные административным истцом обстоятельства не могли служить основанием для отказа в регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21, просит в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Семенова А.А. Слисаренко А.Н. просил в удовлетворении административного иска отказать.
Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики представителя для участия в судебном заседании не направила, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что довод административного истца о злоупотреблении правом на выдвижение кандидатом Семеновым А.А. не может быть принят во внимание, поскольку кандидат Семенов А.А. реализует свое конституционное право быть избранным и может сделать это независимо от выдвижения в данном округе иных кандидатов с такой же фамилией. Доказательств обратного административный истец не приводит.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) Государственного Совета Чувашской Республики изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к Федеральному закону.
Формой подписного листа, содержащейся в приложении 5 к Федеральному закону, предусмотрено указание наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации. Статьей 77 Конституции Чувашской Республики, статьей 1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N37 "О Государственном Совете Чувашской Республики", Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденным постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 15.03.2012 N63 установлено, что Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики. Таким образом, в наименовании законодательного органа отсутствует указание на порядковый номер созыва, что делает необязательным указание номера созыва в подписном листе.
Постановлением ЦИК Чувашии от 09.06.2016 года N 142/1105-V "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва" одобрен Перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва и рекомендовано избирательным объединениям, кандидатам в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва представлять документы в соответствующую избирательную комиссию, используя формы согласно приложениям к Перечню. Таким образом, указание на созыв как и отсутствие такого указания в подписном листе не является нарушением избирательного законодательства.
Административный истец Семенов С.П., заинтересованное лицо Семенов А.А., надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, участие указанных лиц в судебном заседании обязательным не является. Семенов А.А. обратился с заявлением о рассмотрении дела без его участия. В судебное заседание явились представители указанных лиц, при таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом установлено, что Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 N 1111 "О назначении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва" назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на 18 сентября 2016 года, решение о назначении выборов официально опубликовано 20 июня 2016 года в газете "Республика".
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 09.06.2016 г. N 142/1106-V "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на территориальные избирательные комиссии" на Новочебоксарскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва.
Решением Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии N 18-3 от 4 августа 2016 года Семенов С.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21.
Решением Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии N 18-8 от 4 августа 2016 года Семенов А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21.
Законодательство о выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон), иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации о выборах и состоит из Конституции Чувашской Республики, Закона Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 (ред. от 08.06.2016) "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" (Принят ГС ЧР 14.03.2006) (далее- Закон ЧР), иных законов Чувашской Республики.
Закон Чувашской Республики от 30.03.2006 N 9 (ред. от 08.06.2016) "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" определяет порядок организации и проведения выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в Государственный Совет Чувашской Республики.
В силу статьи 78 указанного Закона ЧР обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статьей 79 указанного Закона ЧР предусмотрено, что основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением об оспаривании решения о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец просит признать незаконным и отменить решение Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N 18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21", указывая, что выдвижение гражданина Семенова А.А. направлено на нарушение конституционного права быть избранным в органы государственной власти кандидата Семенова С.П. При этом ссылается на то, что Семенов А.А. в политических партиях не состоит, общественной деятельностью не занимается, а также никогда не принимал участие в выборах депутатов, в настоящий момент никакой агитационной деятельности не проводит, в суде приведены также доводы о совпадении фамилий кандидатов, что может ввести избирателей в заблуждение. Считает, что избирательная комиссия не провела полноценную проверку соблюдения Семеновым А.А. порядка выдвижения, добровольности выдвижения, вмешательства или иного давления на данного кандидата от органов государственной власти и органов местного самоуправления, не проведена должная проверка мест сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата.
Между тем, на основании пункта 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу положений ст.3 Федерального закона гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Аналогичные положения содержатся в ст.4 Закона ЧР.
В статье 5 Закона ЧР предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста 21 года - быть избранным депутатом Государственного Совета Чувашской Республики. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
В ч.2.1 указанной статьи предусмотрено, что ограничения активного и пассивного избирательного права граждан Российской Федерации установлены статьей 4 Федерального закона.
Как видно из представленных документов, Семенов А.А. обратился в окружную избирательную комиссию по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва с заявлением от 29.06.2016 г., в котором выразил согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о том, что выдвижение Семенова А.А. не соответствовало его воле, было спланировано неустановленными лицами, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Ссылки в административном исковом заявлении на возраст Семенова А.А., совпадение фамилии с фамилией другого кандидата, на то, что он в политических партиях не состоит, общественной деятельностью не занимается, не принимал участие в выборах депутатов и в настоящий момент никакой агитационной деятельности не проводит, основанием для признания незаконным и отмены решения служить не могут, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены в ч.10 ст.35 Закона ЧР, а также в п.24 ст.38 Федерального закона в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата.
Административный истец ссылается также на нарушение формы представленных Семеновым А.А. подписных листов, в которых не указан номер созыва Государственного Совета Чувашской Республики. Не указание в подписном листе номера созыва вводит в заблуждение избирателей, нарушает форму подписного листа, не соответствует требованиям Федерального закона. Таким образом, нарушение формы подписного листа в поддержку выдвижения кандидата Семенова А.А. влечет признание недействительными всех подписей представленных им на регистрацию. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата на данных выборах.
Как установлено судом, в подписных листах, подлинники которых в количестве 507 листов были изучены судом в судебном заседании, действительно, не указан номер созыва (шестой созыв) Государственного Совета Чувашской Республики.
В статье 32 Закона ЧР предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом (часть 1). Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону (часть3).
Федеральным законом установлены единые формы подписных листов для всех уровней выборов.
В статье 37 Федерального закона предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом (пункт 1). Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону (пункт 8).
Приложение 5 к Федеральному закону обязывает кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам указывать в подписном листе наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 77 Конституции Чувашской Республики, статьей 1 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N37 "О Государственном Совете Чувашской Республики", Регламентом Государственного Совета Чувашской Республики, утвержденным постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 15.03.2012 N63, установлено, что Государственный Совет Чувашской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чувашской Республики. Как следует из вышеуказанных правовых актов, в наименовании Государственного Совета Чувашской Республики отсутствует указание на порядковый номер созыва.
Как указано в иске, Постановлением ЦИК Чувашии от 09.06.2016 года N 142/1105-V "О Перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва" одобрен Перечень и формы документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва и рекомендовано избирательным объединениям, кандидатам в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва представлять документы в соответствующую избирательную комиссию, используя формы согласно приложениям к Перечню. В данном Перечне имеется указание в подписном листе на номер созыва.
В то же время, в письменном отзыве по настоящему делу Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики подтвердила необязательность указания в подписных листах номера созыва Государственного Совета Чувашской Республики, разъяснив, что указание на созыв как и отсутствие такого указания в подписном листе не является нарушением избирательного законодательства. Данное разъяснение соответствует положениям Федерального закона о форме подписного листа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наименование законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Государственного Совета Чувашской Республики в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата Семенова А. А. указано верно, поэтому отсутствие в подписных листах номера созыва не может признаваться нарушением установленной законом формы, и не может повлечь признание по этим основаниям недействительными всех подписей в подписных листах, представленных данным кандидатом. В связи с изложенным указанное обстоятельство также не может служить основанием для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии о регистрации указанного кандидата.
Административный истец указывает также, что по данным первого финансового отчета Семенов А.А. оплатил изготовление подписных листов на сумму 500 рублей, однако при существующих условиях рынка он не мог изготовить 1000 подписных листов на сумму 500 рублей.
Вышеизложенное, по его мнению, свидетельствует о том, что подписные листы кандидата Семенова А.А. изготовлены без оплаты из соответствующего избирательного фонда и с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона, и в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона это влечет признание недействительными всех подписей в подписных листах, представленных Семеновым А.А.
Согласно требованиям п.5 ст. 37 Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Представленными суду письменными доказательствами: Первым финансовым отчетом о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата Семенова А.А., выпиской из специального избирательного счета кандидата Семенова А.А., приходным кассовым ордером N884430 подтверждается поступление денежных средств в размере 500 руб. на специальный избирательный счет и расходование денежных средств в размере 500 рублей на организацию сбора подписей избирателей.
Указанные документы были представлены в избирательную комиссию и приняты в подтверждение расходов указанного кандидата на организацию сбора подписей избирателей, в том числе на изготовление подписных листов.
Доводы административного истца о недостаточности этих средств для изготовления подписных листов являются голословными, ничем не подтверждены, поэтому они судом во внимание не принимаются.
В ходе судебного разбирательства на основании исследования Списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, установлено также, что за удостоверение подписей (72 подписи) был оплачен нотариальный тариф по 100 руб. за каждую подпись и эти расходы не были отражены в Первом финансовом отчете кандидата Семенова А.А.
Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата ввиду того, что данное обстоятельство не свидетельствует о наличии предусмотренного пп. з) п. 24 ст. 38 Федерального закона, п.8 ч.10 ст.35 Закона ЧР условия для отказа в регистрации кандидата.
Административным истцом в административном исковом заявлении, а также представителем административного истца приведен довод о том, что достоверность подписей в подписных листах должным образом не была проверена, что административному ответчику следовало привлечь для их проверки экспертов.
Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона установлено, что Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В статье 34 Закона ЧР установлен порядок проверки избирательными комиссиями достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
В соответствии с положениями части 3.1 данной статьи для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка оформления подписных листов вправе, но не обязана привлекать экспертов.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, материалов дела, Новочебоксарской территориальной избирательной комиссией решение о привлечении экспертов для проверки подписных листов не принималось, проверка подписных листов была проведена членами рабочей группы, в том числе, с использованием ГАС "Выборы". Семеновым А.А. было представлено 1469 подписей, из которых не были приняты 70 подписей, достоверными были признаны 1399 подписей, что было достаточно для регистрации данного кандидата.
Таким образом, проверка достоверности подписей в подписных листах Новочебоксарской территориальной избирательной комиссией была проведена с соблюдением порядка, предусмотренного ст.34 Закона ЧР.
Суд приходит к выводу, что такой порядок проверки избирательной комиссией достоверности данных, содержащихся в подписных листах, не противоречит требованиям Федерального закона, и не свидетельствует о нарушении административным ответчиком избирательного законодательства.
Ввиду того, что проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательной комиссией была проведена в соответствии с требованиями ст.34 Закона ЧР, то голословные утверждения административного истца и его представителя о недостоверности всех подписей в подписных листах, не подтвержденные никакими допустимыми доказательствами, основанием для признания незаконным решения о регистрации кандидата и его отмены служить не могут.
Рассмотрев данное административное дело в полном объеме, суд не установилобстоятельств, свидетельствующих о незаконности решения Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21" и влекущих его отмену.
В соответствии с ч.2 ст.244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие(бездействие) являются законными.
Учитывая изложенное, следует отказать Семенову С.П., зарегистрированному кандидату в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21, в удовлетворении административного искового заявления к Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21".
Руководствуясь статьями 175,176,177,180, 244 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики
решил:
Отказать Семенову С.П., зарегистрированному кандидату в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21, в удовлетворении административного искового заявления к Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Новочебоксарской территориальной избирательной комиссии от 04 августа 2016 года N18-8 "О регистрации Семенова А.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Винокуровскому одномандатному избирательному округу N 21".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Л.К.Комиссарова
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.