Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д. при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Беккер С.Ф. о признании незаконным и отмене решения Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV "О регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7",
установил:
Постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 16 июня 2016 года N 1111 назначены выборы депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением от 09 июня 2016 года N 142/1106-V Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики возложила полномочия окружной избирательной комиссии по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7 по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва на Цивильскую территориальную избирательную комиссию.
Решением Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV Ильин Е.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7.
Беккер С.Ф., зарегистрированный кандидатом в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу N 7, обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV, считая, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных законом, а также гарантий равенства других кандидатов.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в нарушение требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (приложения N 5 к нему) в представленных документах на выдвижение и регистрацию в шапке подписного листа кандидат Ильин Е.В., являясь депутатом, не указал свой статус депутата "адрес" районного Собрания депутатов шестого созыва по "адрес" одномандатному округу N 5.
Данный статус он подтвердил уведомлением об изменениях (отсутствии изменений) в данных о кандидате, представленных ранее в окружную избирательную комиссию по Цивильскому одномандатному округу N 7, приложив справку "адрес" Собрания депутатов Чувашской Республики от 12 июля 2016 года N. Нарушение формы подписного листа в поддержку выдвижения кандидата Ильина Е.В. влечет признание недействительными всех подписей, представленных им на регистрацию. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата на данных выборах. Следовательно, Цивильская территориальная избирательная комиссия 08 августа 2016 года приняла решение N 16/75-IV при наличии недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Ильина Е.В. Данное обстоятельство в силу п. 6 ст. 76 ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является основанием для признания указанного решения территориальной избирательной комиссии незаконным и его отмене.
Административный истец Беккер С.Ф. в судебное заседание не явился.
Его представители Майрукова Л.И. и Михайлов И.В. требования поддержали по приведенным основаниям.
Михайлов И.В. пояснил, что дополнительными основаниями для признания регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики незаконной являются такие нарушения, как неполное указание им адреса своего места жительства в подписных листах, в справках о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, справках о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Кроме этого, в последних справках ненужные сведения кандидатом не зачеркнуты.
Представитель административного ответчика Цивильской территориальной избирательной комиссии Чирков С.В. требования не признал ввиду необоснованности.
Заинтересованное лицо Ильин Е.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился и явку своего представителя не обеспечил.
Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. административное исковое заявление полагал подлежащим удовлетворению.
Старший прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинникова Н.А.
требования
также
полагала подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, признав возможным в соответствии с требованиями норм КАС РФ рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения искового заявления, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 32 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Согласно п. 5 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" на выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие частей 2 - 4 настоящей статьи, кандидата по одномандатному избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 32 настоящего Закона.
Пунктом 1 статьи 32 Закона Чувашской Республики установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Для регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва, выдвинутого по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7, необходимое количество подписей составляет 1304.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29 июля 2016 года Ильиным Е.В. в избирательную комиссию представлены документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты, включая подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей, из которого следует, что представлена 1 папка из 294 листов, содержащих 1434 подписи избирателей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 06 августа 2016 года число представленных подписей - 1434, количество недостоверных (недействительных) подписей - 105, количество достоверных подписей - 1329 или 92, 68%, что признано достаточным для регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва.
Судом установлено, что Ильин Е.В. является депутатом "адрес" районного Собрания депутатов шестого созыва по "адрес" одномандатному округу N 5 и исполняет обязанности на непостоянной основе.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону.
Из указанной формы следует, что в подписных листах кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона Чувашской Республики "О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону.
Таким образом, в случае, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах соответствующих сведений - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения кандидата. Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому неуказание кандидатом предусмотренных законом сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся данных те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к подписному листу, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
Между тем, в нарушение данной нормы в представленных суду и приобщенных к материалам дела в подписных листах, содержащихся в представленной в окружную комиссию папке, сведения о том, что Ильин Е.В. является депутатом "адрес" районного Собрания депутатов шестого созыва по "адрес" одномандатному округу N 5 на непостоянной основе, кандидат не указал.
Представитель административного ответчика Чирков С.В. в судебном заседании подтвердил, что соответствующая информация не содержится во всех представленных кандидатом Ильиным Е.В. подписных листах.
Эти сведения подтверждены лишь представленными Ильиным Е.В. 29 июля 2016 года в окружную избирательную комиссию сведениями об изменениях в данных о кандидате и приложенной к ним справкой "адрес" районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 12 июля 2016 года N.
В силу подпункта "и" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, подтверждающие факт отсутствия в тексте подписных листов, представленных Ильиным Е.В. в Цивильскую территориальную избирательную комиссию, сведений о том, что он является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, с достоверностью свидетельствуют о нарушении кандидатом в депутаты формы подписного листа, влекущем в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом Ильиным Е.В. подписных листах.
Подпункты "г.1" и "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата предусматривают недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, а также выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Следовательно, поскольку все подписи в представленных кандидатом Ильиным Е.В. подписных листах являются недействительными, данное обстоятельство должно было повлечь за собой отказ в регистрации данного кандидата, вследствие чего решение Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV "О регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7" является незаконным и подлежит отмене.
Кроме данного обстоятельства суд считает также обоснованным указанное стороной административного истца другое допущенное кандидатом нарушение формы подписного листа.
Так, из содержания подписного листа, содержащейся в приложении 5 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, следует, что подписной лист начинается с указанием на выборы депутатов с указанием наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, даты голосования.
Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения с указанием наименования избирательного объединения кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина Российской Федерации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности или рода занятий, места жительства с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата.
В подписных листах, представленных кандидатом Ильиным Е.В., указаны следующие сведения о его месте жительства: " "адрес" Республика, г. "адрес"", т.е. район - "адрес" - не указан.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Конституции Чувашской Республики Чувашская Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Канашского, Козловского, Комсомольского, Красноармейского, Красночетайского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Порецкого, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчикского, Янтиковского; городов республиканского значения: Алатыря, Канаша, Новочебоксарска, Чебоксары, Шумерли.
Поскольку г. "адрес" не является городом республиканского значения, то "адрес" городское поселение входит в состав "адрес" района Чувашской Республики.
В этой связи указание в подписных листах кандидата Ильина Е.В. в сведениях о месте жительства "адрес" района являлось обязательным.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Таким образом, указание в подписном листе неполных сведений о месте жительства кандидата является нарушением, которое на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ влечет признание всех подписей в подписном листе недействительными.
То обстоятельство, что территориальная избирательная комиссия при проверке документов, представленных Ильиным Е.В. для регистрации, не указала на это нарушение, не освобождает его от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства. Такое нарушение является безусловным препятствием для регистрации кандидата и в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ не может быть устранено после представления подписных листов в территориальную избирательную комиссию.
При таком положении решение Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV "О регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7" является незаконным также и по данному основанию.
Пунктом 3.1. статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным п. 2 настоящей статьи, либо на основании п. 14.3 ст. 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указом Президента РФ от 06 июня 2013 года N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту РФ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" утверждены формы указанных справок.
Судом установлено, что в разделе 1 трех вышеназванных справок из четырех в данных об адресе регистрации (месте жительства) кандидата Ильина Е.В., его супруги - ФИО1., не указан субъект Российской Федерации - "адрес" Республика, во всех справках не указан район - "адрес", а также в преамбуле указанных справок не были зачеркнуты ненужные сведения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ адресом места жительства является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, необходимость указания в адресе места жительства наименования субъекта Российской Федерации и района является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Неуказание соответствующих сведений в разделе 1 вышеназванных справок в данных об адресе регистрации (месте жительства) свидетельствует о неисполнении требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на полноту изложенной в них информации.
Данное обстоятельство также является основанием для признания соответствующего решения Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV незаконным.
Что касается того, что в преамбуле указанных справок не были зачеркнуты ненужные сведения, то данное обстоятельство не влияет на объем и содержание информации, обязательной для предоставления кандидатом в депутаты, в связи с чем доводы стороны административного истца о нарушении требований действующего законодательства в указанной части являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст.
178-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Решение Цивильской территориальной избирательной комиссии от 08 августа 2016 года N 16/75-IV "О регистрации Ильина Е.В. кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики шестого созыва по Цивильскому одномандатному избирательному округу N 7" признать незаконным и отменить.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья Е.Д. Смирнова
Мотивированное решение составлено 23 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.