Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Амелиной Я.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В.,
установила:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области (ГБУЗ ЯО) "Областная станция переливания крови" Стромова Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Административное правонарушение выразилось в следующем: ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в деятельности ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" установлено нарушение статей 4, 7, части 9 статьи 94, части 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- неисполнение обязанности по размещению отчета об исполнении контрактов и отдельных этапов исполнения в информационной системе ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови", на официальном сайте "данные изъяты" записи в реестре отчетов заказчиков об исполнении государственных контрактов у учреждения отсутствуют.
Главный врач ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" Стромова Ю.В. как должностное лицо ответственное за разрешение вопросов осуществления текущего руководства деятельностью бюджетного учреждения ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности по обеспечению исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд.
Таким образом, в бездействии Стромовой Ю.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года постановление изменено в части размера административного наказания. Размер административного штрафа снижен с "данные изъяты" рублей до "данные изъяты" рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
На указанные акты подана жалоба в Ярославский областной суд Стромовой Ю.В. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года и решения судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года, прекращении производства по делу на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы сводятся к тому, что ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" не относится к числу государственных (муниципальных) заказчиков, которые в случае заключения и исполнения ими государственного (муниципального) контракта обязаны вести и размещать в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении контрактов или отдельных этапов исполнения. По перечисленным в обжалуемом постановлении гражданско-правовым договорам указанные отчеты не велись, не размещались в единой информационной системе. Таким образом, событие административного правонарушения отсутствует.
Также Стромова Ю.В. указала, что обязанность по размещению отчетов об исполнении контрактов или отдельных этапов исполнения в единой информационной системе лежит на заместителе главного врача по экономической работе. Таким образом, субъектом данного административного правонарушения Стромова Ю.В. не является.
Стромова Ю.В. в судебное заседание не явилась, ее защитник Голышева Н.Ю. жалобу поддержала.
Начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Крюкова Т.В. и прокурор Казанков А.П. возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в деле, об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что основания для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года и решения судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года отсутствуют.
В части 3 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно примечанию к данной статье до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, применяется в случае нарушения сроков размещения информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Данное административное правонарушение посягает на порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, который урегулирован Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя которого от имени Ярославской области осуществляет Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области. Предметом деятельности ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" является выполнение работ (оказание услуг) в целях обеспечения реализации полномочий учредителя в сфере здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, а основным источником финансирования бюджетного учреждения является областной бюджет (пункты 1.1, 1.2, 2.2, 6.4 Устава).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, по мимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно части 1 статьи 15 указанного Федерального закона бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
В целях реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В. изданы приказы N и N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" и утверждено Положение о контрактной системе.
В данном Положении закреплены полномочия контрактной службы, в частности полномочия заместителя главного врача по экономическим вопросам подготавливать отчеты, предусмотренные законодательством в сфере закупок, в том числе отчет об осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях, размещать в единой информационной системе документы и сведения, предусмотренные законодательством при заключении, исполнении и расторжении договоров. Эти положения отвечают требованиям статей 4, 7, части 9, 10 статьи 94, части 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Из материалов дела видно, что в ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" заключило следующие государственные контракты:
- договор N с ООО "данные изъяты" на поставку реагентов и расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона,
- договор N с ООО "данные изъяты" на поставку расходных материалов для заготовки компонентов крови от ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона,
- договор N с ИП ФИО1. на поставку средств дезинсекционных от ДД.ММ.ГГГГ по результатам электронного аукциона,
- договор N с ООО "данные изъяты" на поставку реагентов и расходных материалов для анализаторов гемоглобина от ДД.ММ.ГГГГ посредством запроса котировок,
- договор N с ООО "данные изъяты" на поставку физиологического раствора натрия хлорида в контейнере от ДД.ММ.ГГГГ посредством запроса котировок, - договор N с ООО "данные изъяты" на поставку санитарно-гигиенических изделий от ДД.ММ.ГГГГ посредством запроса котировок, Финансирование поставок, осуществляемых в рамках исполнения перечисленных государственных контрактов, осуществлялось за счет бюджета субъекта Российской Федерации (субсидий). Данный факт подтверждается доказательствами, собранными по настоящему делу, в частности платежными поручениями, на которых имеются отметки Комитета казначейского исполнения бюджета Департамента финансов Ярославской области о проведении платежей, объяснениями Стромовой Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В силу изложенного ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" в данном случае является заказчиком в том смысле как это установлено в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" в силу положений части 9, 10 статьи 94, части 5 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ с учетом положений Постановлений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1093 и от 12 октября 2013 года N 913, обязано было до ввода в эксплуатацию единой информационной системы разметить отчеты об исполнении перечисленных государственных контрактов и отдельных этапах их исполнения, подписанные электронной подписью, в информационной системе ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови", внести на официальный сайт "данные изъяты" записи в реестр отчетов заказчиков об исполнении государственных контрактов,. Указанные обязанности ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" не исполнило. Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждается объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ. Полученные по делу доказательства являются допустимыми, собраны с соблюдением требований главы 26, статьи 28.2 КоАП РФ, нарушения не установлены. Доказательства получили надлежащую правовую оценку в постановлении должностного лица и решении судьи в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Стромова Ю.В. не отрицала факт неисполнения обязанностей, предусмотренных части 9 статьи 94, части 5 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, указывая на то, что ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" не относится к числу государственных (муниципальных) заказчиков, которые в случае заключения и исполнения ими государственного (муниципального) контракта обязаны вести и размещать в единой информационной системе в сфере закупок отчеты об исполнении контрактов или отдельных этапов исполнения. Данные доводы несостоятельны, поскольку основаны на необоснованно узком толковании положений пункта 3 части 1 статьи 1, статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Это нашло отражение в постановлении заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Стромова Ю.В. Приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области N от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на должность руководителя учреждения - главного врача ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови". Согласно Должностной инструкции главного врача ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови", главный врач учреждения относится к категории руководителей (пункт 1.3), осуществляет руководство деятельностью ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" (пункт 2.1), обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения в пределах компетенции, установленной действующим законодательством, уставом и трудовым договором (пункт 2.4), принимает меры по обеспечению выполнения работниками учреждения своих должностных обязанностей (пункт 2.10). Таким образом, Стромова Ю.В. осуществляет текущее руководство ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови", в рамках которого согласно пунктам 5.2, 5.4 Устава учреждения дает указания, обязательные для всех работников бюджетного учреждения. Из объяснений Стромовой от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 при осуществлении полномочий заместителя главного врача по экономическим вопросам, возложенных на основании приказа о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказов N "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" от ДД.ММ.ГГГГ, Положения о контрактной системе, получила от главного врача ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В. устное разъяснение о том, что размещение в единой информационной системе отчетов об исполнении контрактов не требуется. В связи с этим подготовка данных отчетов и их размещение в единой информационной системе не осуществлялось. Таким образом, заместитель главного врача по экономическим вопросам ФИО2. исполняла устное распоряжение руководителя учреждения. В силу изложенного главный врач ГБУЗ ЯО "Областная станция переливания крови" Стромова Ю.В. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ. Доводы жалобы об обратном необоснованны. При этом суд принимает во внимание также, что диспозиция части 3 статьи 7.30 КоАП РФ не предусматривает специального субъекта административной ответственности за данное правонарушение. На основании изложенных обстоятельств прихожу к выводу, что административное правонарушение совершено Стромовой Ю.В. виновно. Она, как руководитель бюджетного учреждения, наделенный правом электронной подписи Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ, зная о необходимости составления и размещения отчетов об исполнении перечисленных контрактов и отдельных этапах их исполнения, подписанных электронной подписью, в единой информационной системе, не предприняла мер направленных на обеспечение исполнения бюджетным учреждением данной обязанности. В частности не приняла меры по обеспечению выполнения заместителем главного врача по экономическим вопросам своих полномочий по подготовке данных отчетов и их размещению в единой информационной системе. Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ, в действиях Стромовой Ю.В. доказан. Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Стромовой Ю.В. уполномоченным должностным лицом назначено административное наказание в пределах санкции части 3 статьи 7.30 КоАП РФ. Судья районного суда с учетом положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно снизила размер административного штрафа до "данные изъяты" рублей. Суд не соглашается с выводом должностного лица в постановлении о назначении административного наказания о том, что вменяемое в вину Стромовой Ю.В. правонарушение является длящимся. Пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1093, установлен срок размещения Отчета в единой системе, который составляет семь дней.
Учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 14), данное правонарушение не является длящимся, поскольку обязанность, невыполненная Стромовой Ю.В., подлежит исполнению к определенному сроку.
При таких обстоятельствах, указание в постановлении на неисполнение обязанности Стромовой Ю.В. по размещению в единой системе сведений об отдельном этапе контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО "данные изъяты", которые были совершены ДД.ММ.ГГГГ (поставка товара) и ДД.ММ.ГГГГ (оплата товара) является необоснованным, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение истек.
В остальной части поименованные в постановлении эпизоды нарушений Стромовой Ю.В. обязанности по размещению соответствующих сведений имели место в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, который согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ, рассмотрено должностным лицом в пределах своих полномочий - статья 23.66 КоАП РФ. Порядок и процедура возбуждения дела об административном правонарушении, привлечения должностного лица к административной ответственности, в том числе в части сбора доказательств по делу, рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения по нему постановления, соблюдены.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения судьи, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Обжалуемые акты соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Основания для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года и решения судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 июня 2016 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В. оставить без изменения, жалобу главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная станция переливания крови" Стромовой Ю.В. - без удовлетворения.
Судья Ярославского
областного суда
Щеголькова Е.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.