Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Малахова В.А.
судей Драчева Д.А., Задворновой Т.Д.
при секретаре Кругловой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Драчева Д.А.
23 августа 2016 года
дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Ярославской области на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 03 июня 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Шаганц К.Г. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в выплате пособия на погребение ФИО1
Обязать Военный комиссариат Ярославской области выплатить Шаганц К.Г. пособие на погребение в связи со смертью ФИО1 в размере трехмесячной пенсии, получаемой им на день смерти.
Взыскать с Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в пользу Шаганц К.Г. в счет компенсации расходов на уплату государственной пошлины "данные изъяты" рублей.
установила:
Шаганц К.Г. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ярославской области, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании отказа в выплате пособия на погребение и возложении обязанности по выплате указанного пособия.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что истица является дочерью ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ на территории другого государства (Армении). Поскольку ФИО1 на момент смерти являлся гражданином России, пенсионером Министерства обороны РФ, она на основании пункта 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" имеет право на получение пособия на погребение ФИО1 в размере трехмесячной пенсии, получаемой им на день смерти. С соответствующим заявлением она обратилась в Военный комиссариат Ярославской области, приложив документы, подтверждающие ее право на получение указанного пособия. Данные документы Военным комиссариатом Ярославской области в установленном порядке были направлены в Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации для принятия решения по данному вопросу. Однако, Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ в выплате пособия на погребение ФИО1. ей было отказано по причине непредставления справки о смерти установленного образца (форма N 33) и документов, подтверждающих постоянное проживание ФИО1 на территории Российской Федерации и его временный выезд за пределы Российской Федерации. Считая данный отказ незаконным, Шаганц К.Г. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N; Министерство обороны Российской Федерации обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Ярославской области выплатить ей пособие на погребение в связи со смертью ФИО1. в размере трехмесячной пенсии, получаемой им на день смерти; взыскать с Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере "данные изъяты" рублей.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Военный комиссариат Ярославской области.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения. Доводы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значения для дела, нарушению норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Шаганц К.Г. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, исследовав материалы дела, заслушав возражения на жалобу Шаганц К.Г. и ее представителя по устному ходатайству Шаганц А.А., судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба оснований к отмене решения суда не содержит.
Удовлетворяя исковые требования Шаганц К.Г., суд исходил из того, что в соответствии с положениями пункта 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" Шаганц К.Г. имеет право на получение пособия на погребение ФИО1. в размере трехмесячной пенсии, получаемой ко дню смерти. Отсутствие справки о смерти ФИО1 Г.Ш. по форме N 33 при подтверждении факта смерти военного пенсионера компетентными органами иностранного государства, не может является основанием к отказу в выплате истице указанного пособия.
С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно.
В соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации
Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. N 1274 в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Данным Постановлением утверждена форма N 33 справки о смерти, выдаваемая органом записи актов гражданского состояния, которая предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, гражданин РФ ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерств обороны РФ, с 1994 г. постоянно проживал в "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 временно выехал в г "адрес" Республика Армения. ДД.ММ.ГГГГ., находясь в Армении, ФИО1. умер, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о регистрации акта смерти (форма N 10), от ДД.ММ.ГГГГ, выданными территориальным отделом Ереванского специального обслуживания Агентства ЗАГС ( л.д. 11-13)
В ДД.ММ.ГГГГ года Шаганц К.Г. обратилась в Военный комиссариат Ярославской области с заявлением о выплате пособия на погребение пенсионера ФИО1 однако в указанной выплате Шаганц К.Г. было отказано.
Основанием для отказа послужило отсутствие справки о смерти формы N 33, а также документов, подтверждающих временный выезд ФИО1 за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем, установив, что смерть ФИО1 наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована компетентными органами иностранного государства, факт смерти ФИО1. не оспаривался ответчиком, полученные Шаганц К.Г. документы о смерти ФИО1 содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы N 33, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие справки по форме N 33 не может явиться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право на получение которого она имеет в силу закона.
По изложенным мотивам являются несостоятельными доводы жалобы о том, что при отсутствии справки формы N 33 либо документов о смерти, выдаваемых консульскими учреждении за пределами РФ, пособие по погребение не выплачивается.
Судебная коллегия также отмечает, что в силу положений статьи 13 "Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", заключенной в г. Минске 22.01.1993 г., участниками которой являются Армения и Российская Федерация, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Учитывая вышеизложенное, представленные Шаганц К.Г. документы о смерти ФИО1, выданные компетентными органами ЗАГС республики Армении, легализации либо апостилирования не требовали.
Факт временного выезда ФИО1 имевшего постоянную регистрацию по месту жительства в "адрес", за пределы Российской Федерации подтверждается справкой консульского отдела Посольства РФ в республике Армения о постановке ФИО1. на учет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка в жалобе на то, что государственные гарантии Российской Федерации по погребению защитников Отечества осуществляются в том случае, если погибший (умерший) постоянно проживал до дня смерти и умер на территории Российской Федерации, основаны на неверном толковании ответчиком норм материального права, а потому не принимаются судебной коллегией.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ярославля от 03 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Ярославской области на указанное решение оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.