Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,
представителя административного истца адвоката Сачихина А.В., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика - Думы Краснокамского городского поселения Смеловой А.Л., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - Главы Краснокамского городского поселения Стефаненко А.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев 11 августа 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению Пономарева Р.Г. о признании решения Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края N 16 от 30 марта 2011 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения" недействующим в части,
установил:
30 марта 2011 года Думой Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края принято решение N 16 ""Об утверждении Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения". Указанное решение было опубликовано в официальном печатном издании "Наш город Краснокамск" 1 апреля 2011 года N 13, и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Согласно Карте градостроительного зонирования Краснокамского городского поселения, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения, земельный участок, принадлежащий на праве собственности Пономареву Р.Г. с кадастровым номером **, площадью 7283 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, **** отнесен к двум территориальным зонам: ОД-3, Р-2 (л.д. 22).
Истец обратился в суд, с настоящим административным исковым заявлением указав в обоснование своих требований, что решение Думы Краснокамского городского поселения N 16 от 30 марта 2011 года в части утверждения карты градостроительного зонирования Краснокамского городского поселения относительно земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности подлежит признанию не действующим, поскольку нарушает его права и законные интересы и не соответствует в указанной части требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец Пономарев Р.Г. извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.
Представитель административного истца адвокат Сачихин А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Думы Краснокамского городского поселения Смелова А.Л., в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований, указав, что решение принято в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка, права административного истца решением не нарушены (л.д. 84-87).
Представитель заинтересованного лица - Главы Краснокамского городского поселения Стефаненко А.С., в судебном заседании возражала об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 76-81).
Заслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего заявленные требований обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: - создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; - создания условий для планировки территорий муниципальных образований; - обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; - создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемого нормативного правового акта, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, допущено не было, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят уполномоченным представительным органом муниципального образования Думой Краснокамского городского поселения и в пределах предоставленных ей полномочий по решению вопросов местного значения.
При этом, истец Пономарев Р.Г. в своем административном исковом заявлении указывает на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части положениям федерального законодательства, которым предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Пономарев Р.Г. на основании договора купли-продажи от 31 августа 2010 года, на основании соглашения о расторжении договора купли-продажи от 16 декабря 2011 года, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: культурно-деловой центр, земельные участки магазинов, супермаркетов, общая площадь 7283 кв.м., адрес: Пермский край, город Краснокамск, ****.
Согласно карте градостроительного зонирования Краснокамского городского поселения, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения, земельный участок, принадлежащий на праве собственности Пономареву Р.Г. с кадастровым номером **, площадью 7283 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, **** отнесен к двум территориальным зонам (л.д. 22):
- ОД-3 (Зона общественно-жилой застройки. Основные виды разрешенного использования: административно-хозяйственные, деловые, общественные учреждения и организации городского и внегородского значения; отделения, участковые пункты милиции; кредитно-финансовые учреждения; органы государственного управления; органы местного самоуправления, общественного самоуправления; центральные предприятия связи, районные узлы связи; проектные организации; офисы и представительства; гостиницы; жилые здания разных типов; многоэтажные здания смешанного использования с жилыми единицами в верхних этажах и размещением на первых этажах объектов делового, культурного, обслуживающего назначения; магазины, супермаркеты; автомойки; рестораны, кафе, бары; редакции газет и журналов, издательства; пожарные депо; бани, сауны; сооружения культа; музеи, выставочные залы);
- Р-2 (Зона парков, скверов, городских садов. Основные виды разрешенного использования: парки, скверы, бульвары, иные зеленые насаждения, набережные).
Обстоятельства отнесения указанного земельного участка к двум территориальным зонам стороной административного ответчика не оспаривались, между тем в обоснование доводов возражений указано, что на основании протеста прокурора были приняты меры к устранению несоответствия обжалуемого решения действующему законодательству, однако на проект изменений поступили возражения в ходе проведения публичных слушаний в связи с чем проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Краснокамского городского поселения был отклонен.
Принимая во внимание достоверно установленные обстоятельства отнесения к двум территориальным зонам (ОД-3, Р-2), земельного участка, принадлежащего на праве собственности Пономареву Р.Г. с кадастровым номером **, площадью 7283 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, проспект ****, оспариваемым решением Думы Краснокамского городского поселения, суд приходит к выводу, что в оспариваемой части решение Думы Краснокамского городского поселения не соответствует требованиям пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, вопреки доводам представителя административного ответчика (об отсутствии нарушенного права истца с учетом согласования вопроса о продлении разрешения на реконструкцию здания расположенного на указанном земельном участке), установленные обстоятельства отнесения земельного участка к двум территориальным зонам безусловно свидетельствуют о нарушении прав административного истца Пономарева Р.Г. - собственника земельного участка, поскольку установленный правовой режим земельного участка создает препятствия для осуществления права свободного владения и пользования принадлежащим административному истцу на праве собственности земельным участком и находящимся на нем зданием, а снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка не допускается.
Кроме того, положениями части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, в указанной части положения Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения, следует признать недействующими, так как они противоречат требованиям федерального законодательства, и ограничивают права административного истца по использованию земельного участка, находящегося в собственности.
Возражения стороны административного ответчика со ссылкой на обстоятельства о продлении разрешения на строительство до 2018 года не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные обстоятельства не имеют юридического значения для разрешения спорных правоотношений. Кроме того, представленные в обоснование доводов возражений документы (Положительное заключение государственной экспертизы по реконструкции объекта капитального строительства, Проектная документация по реконструкции здания кинотеатра) не содержат сведений об учете двойного территориального зонирования земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности.
Нельзя признать обоснованными доводы возражений представителя административного ответчика и в части соответствия оспариваемых Правил землепользования и застройки графической части Генерального плана Краснокамского городского поселения (л.д. 173) поскольку градостроительное зонирование не определяется Генеральным планом, а в силу части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской федерации входит в состав Правил землепользования и застройки.
Кроме того следует отметить, что при разрешении спорных правоотношений вопрос об отнесении к той или иной территориальной зоне спорного земельного участка не разрешается в виду чего доводы административного ответчика о возражениях представленных в рамках проведения публичных слушаний об отнесении земельного участка к территориальной зоне ОД-3 не имеют юридического значения. Территориальное планирование осуществляется исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, что предусмотрено частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Истцом не указано на то, с какого момента он просит признать недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт. По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских правоотношений, поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Пономарева Р.Г. удовлетворить.
Признать недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу решение Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края N 16 от 30 марта 2011 года "Об утверждении Правил землепользования и застройки Краснокамского городского поселения" в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ****, двух территориальных зон: ОД-3 и Р-2.
В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании "Наш город-Краснокамск".
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 16 августа 2016 года.
Судья - подпись -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.