Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Покровской Д.А.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., представителя административного истца Симонова М.В. - Кузнецова Д.С., представителя административного ответчика окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 - Логинова А.С., представителя заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае - Козыревой Р.И., представителя заинтересованного лица Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Постникова О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Симонова М.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 г. N ** "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Золотарева А.В.",
установил:
постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 16 июня 2016 г. N ** "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва" назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на 18 сентября 2016 г. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете "Звезда" N ** от 17 июня 2016 г.
Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 17 июня 2016 г. N ** "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва на территориальные избирательные комиссии Пермского края" полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 возложены на территориальную избирательную комиссию Кунгурского муниципального района.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 (далее - избирательная комиссия, ОИК N 27) от 26 июля 2016 г. N ** Симонов М.В., выдвинутый Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27.
Решением ОИК N 27 от 28 июля 2016 г. N ** Золотарев А.В., выдвинутый Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27.
6 августа 2016 г. кандидат в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Симонов М.В. обратился в Пермский краевой суд с заявлением об отмене решения ОИК N 27 от 28 июля 2016 г. N **, указав, что решение о регистрации кандидата Золотарева А.В. принято избирательной комиссией в нарушение требований подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которому основанием отказа в регистрации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона.
В обоснование заявленного требования указал, что согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат Золотарев А.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться также должен был представить в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершённой в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Данным Указом предусмотрено, что в случае отсутствия у кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Указанное требование кандидат Золотарев А.В. не выполнил, в графах, необходимых для заполнения словами "отсутствует", проставил прочерки, то есть заполнил документы способом, который законодательством не предусмотрен и является ничем иным, как нарушением формы документа, что влечёт установленные подпунктом "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ последствия.
Зарегистрировав Золотарева А.В. кандидатом в депутаты, ОИК N 27 нарушила закреплённый в статье 39 Федерального закона N 67-ФЗ принцип равенства кандидатов, что существенно нарушает его избирательные права.
В судебном заседании представитель административного истца Симонова М.В. - Кузнецов Д.С., действующий на основании доверенности от 28 июля 2016 г., на удовлетворении административного иска настаивал.
Симонов М.В., извещённый о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, участие в рассмотрении административного дела не принимал.
Представитель административного ответчика ОИК N 27 - Логинов А.С., действующий на основании доверенности от 10 августа 2016 г., возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации кандидата Золотарева А.В. по представленным кандидатом в депутаты документам.
Представитель заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пермском крае - Козырева Р.И., действующая на основании доверенности от 10 августа 2016 г., требования административного истца поддержала.
Представитель заинтересованного лица Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России - Постников О.С., действующий на основании решения Координационного Совета от 26 марта 2016 г., возражал против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо Золотарев А.В., извещённый о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимал.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Основания отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата изложены в пункте 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ. Аналогичные основания отмены регистрации кандидата при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края предусмотрены частью 7 статьи 82 Закона Пермского края от 11 мая 2011 г. N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Закон N 766-ПК).
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 названного Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трёх лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Формы справок по сведениям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утверждённым данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паёв в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Сноской 6 к графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" справки о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации предусмотрено, что если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в данной графе проставляется слова "отсутствует" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
Судом установлено, что Золотарев А.В., выдвинутый Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27, обратился 18 июля 2016 г. в ОИК N 27 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом по указанному избирательному округу, представив документы, необходимые для выдвижения, в том числе сведения, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, что подтверждается копией подтверждения получения документов (л.д. 35 - 36).
Как следует из представленной Золотаревым А.В. справки о принадлежащем ему как кандидату в депутаты недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации (л.д. 49 - 51), графа "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не заполнена, сведения об отсутствии такого имущества путём проставления слова "отсутствует" в указанную графу не внесены.
Таким образом, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Золотарева А.В., представленная кандидатом справка о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" не была заполнена, сведения о наличии или отсутствии такого имущества у Золотарева А.В. в справку не были внесены, то есть сведения, необходимость представления которых предусмотрена пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, отсутствовали.
Неуказание Золотаревым А.В. в справке сведений о наличии либо отсутствии у него как кандидата в депутаты недвижимого имущества за пределами Российской Федерации не может рассматриваться судом иначе, как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объём изложенной в них информации.
Проставление Золотаревым А.В. в справке о недвижимом имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" символа "-" не свидетельствует об оформлении указанного документа с соблюдением требований избирательного законодательства.
Поскольку в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, когда должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований данного Федерального закона, является основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, оспариваемое кандидатом Симоновым М.В. решение ОИК N 27 от 28 июля 2016 г. N ** о регистрации кандидата Золотарева А.В., на основании указанных выше документов является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Симонова М.В. удовлетворить.
Отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 от 28 июля 2016 г. N ** "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 27 Золотарева А.В.".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Решение не вступило в законную силу.
Судья -подпись-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.