Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Нициевской Л.Н.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М.,
административного истца Четина А.И.,
представителей административного ответчика - Законодательного Собрания Пермского края Ощепковой М.И., Токаревой Е.Ю., действующих на основании доверенностей,
представителя Избирательной комиссии Пермского края - Логинова А.С., действующего на основании доверенности,
представителя Губернатора Пермского края - Бурлаковой Ж.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 12 августа 2016 года дело по административному исковому заявлению Четина А.И. о признании недействующим в части постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края",
установил:
Законодательным Собранием Пермского края 21 января 2016 года принято постановление N 2180 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края". Постановление опубликовано в Российской газете N ** от 26 января 2016 года, и, согласно пункту 3 Постановления, вступило в силу со дня его принятия.
Четин А.И., обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края" (далее - Постановление от 21 января 2016 года N 2180) в части формирования территории одномандатного избирательного округа N 29.
В обоснование заявленных требований Четин А.И. указал, что оспариваемое постановление нарушает права коми-пермяцкого народа, которые лишены возможности избирать своих представителей в законодательный орган субъекта Российской Федерации, поскольку при формировании избирательного округа N 29 при нарезке округов по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края третьего созыва не были учтены обстоятельства фактического правового существования двух субъектов Российской Федерации - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа и к южной части бывшей автономии присоединены северные административные территории Карагайского района. Считает, что схема должна утверждаться не постановлением Законодательного Собрания Пермского края, а законом Пермского края. Указывает на нарушения своего пассивного избирательного права, как представителя коми-пермяцкого народа, по принятию участия в избирательной компании в порядке самовыдвижения.
В судебном заседании Четин А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Указал, что необходимо было произвести нарезку округов с учетом территориальных границ Коми-Пермяцкого округа.
Представители Законодательного Собрания Пермского края Ощепкова М.И., Токарева Е.Ю., действующие на основании доверенности, не признали заявленные Четиным А.И. требования, не согласившись с доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, поддержав доводы представленных письменных возражений.
Представитель избирательной комиссии Пермского края - Логинов А.С. возражал об удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указал, что схема составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), которым регламентирован порядок и требования образования избирательных округов для проведения выборов депутатов.
Представитель Губернатора Пермского края - Бурлакова Ж.Н. указала на обстоятельства, что Губернатор Пермского края не является надлежащим ответчиком по спорным правоотношениям, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные Четиным А.И. требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.
Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрены полномочия соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти утверждать схему избирательных округов.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ определены требования к порядку и условиям образования избирательных округов для проведения выборов депутатов.
Согласно подпункту и) пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в виде постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляются решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 25 ноября 2015 года Избирательной комиссией Пермского края принято постановление N 181/01-2 "Об определении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края", в приложении к которому приведено описание границ образуемых одномандатных округов, представлено графическое изображение формируемых округов, всего сформировано 30 одномандатных округов по числу депутатов.
Постановление с приложением направлено для рассмотрения в Законодательное Собрание Пермского края, по итогам двух чтений, с учетом результатов голосования депутатов Законодательного Собрания Пермского края 21 января 2016 года принято оспариваемое постановление N 2180 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края", в котором приведено описание 30 сформированных одномандатных округов и имеется графическое изображение их границ.
26 января 2016 года постановление со всеми приложениями опубликовано в официальном печатном издании "Российская газета" N **.
Таким образом, оспариваемое административным истцом Постановление от 21 января 2016 года N 2180 принято Законодательным Собранием Пермского края в пределах полномочий, предоставленных законодательством, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, порядку принятия и введения его в действие.
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе представленными доказательствами: постановлением избирательной комиссии Пермского края от 25 ноября 2015 года "Об определении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края"; сведениями о численности избирателей, зарегистрированных на территории Пермского края; протоколом заседания Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 47-14; копией Российской газеты N ** от 26 января 2016 года.
Согласно части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания образуются 30 одномандатных избирательных округов, при этом: а) 28 одномандатных избирательных округов образуются на территории Пермского края, за исключением территории Коми-Пермяцкого округа, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Пермского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории Коми-Пермяцкого округа, на число одномандатных избирательных округов (28); б) 2 одномандатных избирательных округа образуются на территории Коми-Пермяцкого округа на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Коми-Пермяцкого округа, на число одномандатных избирательных округов (2).
Между тем подпунктом а) пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено требование при образовании одномандатных избирательных округов о соблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ если закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, применяются нормы указанного Федерального закона.
Учитывая, что применение положений части 1 статьи 21 Закона Пермского края от 11 мая 2011 года N 766-ПК "О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края" не обеспечивает принцип равенства кандидатов, предусмотренный подпунктом а) пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости применения норм Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в части требования о соблюдении примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей при образовании одномандатных избирательных округов.
Согласно подпункту а) пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ при образовании одномандатных избирательных округов обязательным является соблюдение требования о примерном равенстве одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что общая численность избирателей на всей территории Пермского края по состоянию на 1 июля 2015 года составляет 2084448 человек. Среднее число избирателей в округе 69482 человека (расчет 2084448 человек "общее количество избирателей" / 30 округов). Минимальное количество избирателей в одномандатном округе N 29 должно быть не менее 48637 человек, максимальное не более 90327 человек, учитывая 30% допустимое отклонение, в виду отнесения населенных пунктов Нердвинского сельского поселения, Рождественского сельского поселения Карагайского муниципального района к труднодоступным и отдаленным местностям на территории Пермского края в соответствии с положениями статьи 3 Закона Пермского края от 2 июля 2008 года N 268-ПК "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей на территории Пермского края при проведении выборов и референдумов".
Таким образом, при формировании схемы одномандатных избирательных округов принцип равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением был соблюден, в том числе по избирательному округу N 29.
Графическое изображение схемы одномандатных избирательных округов подтверждает соблюдение требования по образованию избирательных округов из территорий, граничащих между собой, предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Кроме того при утверждении схемы избирательных округов учтено административно-территориальное устройство (деление) Пермского края в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Так достоверно установлено, что округа имеют общие границы. В частности, одномандатный избирательный округ N 29 включает в себя "Городской округ - город Кудымкар", Юсьвинский муниципальный район, часть Карагайского муниципального района. При этом картографическое описание Нердвинского сельского поселения Карагайского муниципального района (Закон Пермской области от 01 декабря 2004 года N 1876-406 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Карагайского района Пермского края"), подтверждает наличие общих границ с Юсьвинским муниципальным районом.
Оспаривая постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180, Четин А.И. полагает, что юридически на сегодняшний день существует два субъекта Российской Федерации: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, а нового субъекта Российской Федерации - Пермский край не существует.
Между тем указанные доводы административного искового заявления опровергаются положениями Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа", частью 4 статьи 1 которого установлено образование нового субъекта Российской Федерации с 1 декабря 2005 года.
Учитывая не обоснованность доводов административного истца об отсутствии нового субъекта Российской Федерации - Пермский край, принимая во внимание соответствие оспариваемого Постановления Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180 положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, суд приходит к выводу, что включение части территории Карагайского муниципального района в территории избирательного округа N 29 наряду с территориями Коми-Пермяцкого округа (Юсьвинский муниципальный район, Городской округ - город Кудымкар) не противоречит положениям действующего законодательства и не является основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.
Доводы административного истца о недействительности оспариваемого Постановления в виду несоблюдения формы принятия нормативного правового акта также нельзя признать обоснованными с учетом положений подпункта "и" пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" которым регламентирована возможность принятия решения Законодательным Собранием Пермского края об утверждении схемы избирательных округов в виде постановления. Кроме того, действующее законодательство не содержит положений об обязательной форме в виде закона субъекта Российской Федерации при разрешении вопроса об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания.
Доводы административного истца о наличии нарушений его пассивного избирательного права на участие в избирательной компании в порядке самовыдвижения, как представителя коми-пермяцкого народа, в виду установления новых требований по количеству подписей избирателей в поддержку кандидатов, по введению требований о нотариальном заверении подписи сборщика подписей в поддержку кандидата в депутаты не являются обоснованными, поскольку указанные положения не содержаться в оспариваемом постановлении Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180.
Таким образом, соблюдение требований и условий процедуры образования (определения) избирательных округов, предусмотренной положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180 не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не препятствует и не ограничивает истца в праве принять участие в соответствующих выборах, поскольку содержит равные условия для всех участников избирательной компании, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца Четина А.И.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 180, 215, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Четину А.И. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Законодательного Собрания Пермского края от 21 января 2016 года N 2180 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Пермского края", в части определения территории одномандатного избирательного округа N 29.
Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение составлено 15 августа 2016 года.
Судья -подпись-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.