Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мертехина М.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
29 июня
201
6
года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 25 января 2016 года по гражданскому делу по иску Шеиной Л.А. к Министерству социального развития Московской области об отказе в выплате пособия на несовершеннолетнего ребенка, выплате единовременного пособия при рождении ребенка, назначении ежемесячных пособий на ребенка,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истицы и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Шеина Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выплате пособия на несовершеннолетних детей; обязании ответчика произвести выплату единовременного пособия при рождении второго ребенка, назначении ежемесячного пособия на ребенка; выплате пособия за период с 29.10.2014 года по 29.10.2015 года.
Требования мотивировала тем, что представила необходимые документы для назначения пособия, в том числе сведения о своих доходах как адвоката, однако ответчик без достаточных оснований отказал в назначении и выплате пособий.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснив, что справка о доходах, выданная истицей самой себе, не может быть принята к рассмотрению для исчисления среднедушевого дохода семьи.
Решением Железнодорожного городского суда от 25 января 2015 года иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения.
Федеральный закон от 19.05.1995 года N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В ст.3 Федерального закона N81-ФЗ предусмотрено единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком. При этом порядок назначения и выплаты пособий устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.6 Закона Московской области от 12.01.2006 года N1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до шести месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Московской области "О мерах социальной поддержки семей и детей в Московской области" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года N989/30.
Согласно раздела II указанного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему (далее - заявитель), в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в Московской области.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области надушу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Единовременное пособие и ежемесячное пособие назначается, выплачивается и продлевается территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя.
Для назначения и выплаты указанных пособий необходимо представить заявление о назначении ежемесячного пособия с приложением определенного пакета документов.
В соответствии с п.28 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года N1012Н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (раздел 4 "Единовременное пособие при рождении ребенка") для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляется органом социальной защиты населения - предоставляется, в том числе заявление о назначении пособия, справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения, копии документов, подтверждающих статус, а также справка из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отсутствии регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя и о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка за счет средств обязательного социального страхования для физических лиц, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных физических лиц, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, - в случае, если назначение и выплата им единовременного пособия при рождении ребенка осуществляются органами социальной защиты населения.
Из материалов дела усматривается, что Шеина Л.А. является матерью двоих несовершеннолетних детей: Шеина А.А., 13.12.2004 года рождения, и Шеина Е.А., 29.10.2014 года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.
Шеина Л.А. является членом адвокатской палаты Московской области, внесена в Реестр адвокатов Московской области под N50/7547, осуществляет деятельность в качестве адвоката, имеет свой адвокатский кабинет.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 31.05.2002 года N63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном данным федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской (п.2 ст.1 Федерального закона N63-ФЗ).
На основании п.1 ст.2 Федерального закона N63-ФЗ адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона N63-ФЗ " каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Одной из форм адвокатских образований является адвокатский кабинет (ст.21 Федерального закона N63-ФЗ).
Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.
31 марта 2015 года истица обратилась в Железнодорожное управление социальной защиты населения по вопросу выплаты ей единовременного пособия при рождении второго ребенка, ежемесячного пособия на сына - Шеина Е.А. с рождения до достижения им возраста 1,5 лет, с приложением справки о рождении сына, копий свидетельства о рождении детей, копии о расторжении брака с Шеиным А.С., копии свидетельства об установлении отцовства, копии свидетельства о регистрации по месту жительства второго ребенка Шеина Е.А., выписки из домовой книги, копии своей трудовой книжки, паспорта, удостоверения адвоката, справку по форме N 24 из ЗАГСА и справки с места работы Шеина А.С. о неполучении им пособия на второго ребенка до 1,5 лет.
Письмом от 20.05.2015 года Шеиной Л.А. отказано в назначении и выплате пособий в связи с тем, что истица является адвокатом, в связи с чем приравнивается к индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, ее деятельность не является трудовой, следовательно, она не вправе начислять себе заработную плату, в связи с чем они не могут принять ее справку о доходах для исчисления среднедушевого дохода семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав в соответствии с требованиями ст.56, 67 ГПК РФ надлежащую оценку доводам и возражениям сторон, представленным доказательствам, правильно применив нормы материального права к возникшим правоотношениям, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истицей были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на назначение ежемесячного пособия на ребенка и получение единовременного пособия при рождении ребенка, в том числе, документы, позволяющие определить среднедушевой доход семьи, не превышающий величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения. Адвокатская деятельность в силу закона не является предпринимательской. Справка о доходах, выданная адвокатом, имеющим адвокатский кабинет, является надлежащим доказательством, подтверждающим его доход.
В назначении пособий истице было отказано по формальным основаниям, что является недопустимым исходя из гарантированности государством таких видов пособий.
Учитывая, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, дал надлежащую оценку исследованными доказательствам, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного городского суда Московской области от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.