Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Шишкина И.В., Мертехина М.В.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 25 февраля 2016года по делу по иску Г.Н.Г. к ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 19 о взыскании компенсации за приобретение средств технической реабилитации,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителя третьего лица,
УСТАНОВИЛА:
Г.Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 19, в котором просила взыскать назначенные, но не полученные при жизни денежные средства, затраченные на покупку средств реабилитации в размере 19042 руб.
Требования мотивированы тем, что муж истицы Г. признан инвалидом первой группы в связи с заболеванием и ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области" Минтруда России Бюро N72 ему выдана справка серии МСЭ-2012 N0459355, а также разработана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой для компенсации ограничения жизнедеятельности ему требовались технические средства реабилитации. Приобретение технических средств реабилитации производилось им самостоятельно, товарные и кассовые чеки за приобретение сдавались в Электростальское УСЗН ежемесячно, но компенсация не производилась. 16.06.2014 Г. умер. Наследником первой очереди является его жена Г.Н.Г. 27.01.2015 истцом было получено свидетельство о праве на наследство по закону, в котором указано, что она наследует имущество, состоящее из неполученной компенсации за приобретенные технические средства реабилитации в сумме 19042 руб. С 01.01.2015 произошло перераспределение функциональных обязанностей между социальной защитой населения и Фондом социального страхования, и с 01.01.2015 функции по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации переданы Фонду социального страхования. На её обращение в ГУ-МОРО ФСС РФ Филиал N19 с заявлением от 28.01.2015 о выплате неполученной денежной компенсации, 09.04.2015 получен отказ.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 19 исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Министерство социального развития Московской области исковые требования поддержала.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 26.02.2016г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, третье лицо в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Судом установлено, что супруг истицы Г. являлся инвалидом первой группы по общему заболеванию (справка МСЭ от 08.11.2013г.
28.02.2014г. Бюро N 72 - филиал ФКУ "ГБ МСЭ" по Московской области Г. разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ему в целях достижения способности к самообслуживанию рекомендовано приобрести технические средства реабилитации (подгузники; впитывающие простыни; кресло-коляска с ручным приводом базовая, комнатная и прогулочная; поручни для самоподнимания ручные, противопролежневый матрац воздушный с компрессором; противопролежневая подушка воздушная.
16.06.2014г. Г. умер (свидетельство о смерти VI - ИК N 512892 от 19.06.2014г.). истица являясь супругой умершего и наследником первой очереди 27.01.2015г. получила свидетельство о праве на наследство.
Согласно ответу и.о. начальника Электростальского управления социальной защиты населения на обращение Г. сумма компенсации за приобретенные им технические средства реабилитации составляет 19042 руб., которая на день смерти Г. не выплачена.
28.01.2015г. истица обратилась с заявлением в ГУ-МОРО ФСС РФ Филиал N19 о выплате неполученной денежной компенсации, однако 09.04.2015г. в удовлетворении требований было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку во время обращения истицы полномочия на выплату компенсации за самостоятельное приобретение средств реабилитации в 2014г. были возложены на Министерство социального развития Московской области и именно им принимались решения об их выплате, то указанная компенсация не может быть взыскана с Фонда социального страхования.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858).
В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.
В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
14.10.2014 года между Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение N51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.
Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
С 01.01.2015 года полномочиями по обеспечению лиц с установленной группой инвалидности техническими средствами реабилитации в Московской области осуществляются Государственным учреждением - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Соглашением N051 от 14.10.2014 года и Акта приема- передачи от 31.18.2014 года Электростальское УСЗН передало Филиалу N19 ГУ- Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ заявления о возмещении расходов по приобретению технических средств реабилитации за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также программ реабилитации инвалидов, имеющих право на получение компенсации, в том числе документы Г., что подтверждается сведениями Реестра ( л.д. 31- 34).
В соответствии с п.1 ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1).
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 1183 ГК РФ требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (п. 3).
Денежные суммы компенсации в счет возмещения расходов, понесенных на приобретение технических средств реабилитации для Г., о взыскании которых просит истец (супруга наследодателя Г.), после его смерти вошли в наследственную массу, в связи с чем, истцом получено свидетельство о праве на наследство по закону.
Согласно разъяснению, данному в пункте 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГКРФ.
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, в данном случае, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем Г. при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ГУ-МОРО ФСС РФ Филиал N19 компенсации на приобретение технических средств реабилитации отменить и постановить по делу новое решение, которым взыскать с ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу истицы компенсацию за приобретение средств технической реабилитации в размере 19042 руб.
В силу п. 1 ст. 98 ГПК РФ судебная коллегия присуждает возместить истице за счет ответчика, понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 25 февраля 2016года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Взыскать с ГУ Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Г.Н.Г. компенсацию за приобретение средств технической реабилитации в размере 19042 руб., расходы по госпошлине в размере 600 руб.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.