Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного
суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2016 года апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 15 марта 2016 года по делу по иску Б. к ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.11.2015г. (протокол заседания N 589) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 04.08.2008г. по 03.04.2012г. в ОАО "Владивосток Авиа" в должности бортпроводника, с 09.04.2012г. по 23.10.2015 в ООО "Ай Фай" в должности бортпроводника, обязать ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30.10.2015г.
Требования мотивированы тем, что 30.10.2015г. истица обратилась в ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в обоснование чего сообщила, что за весь период работы в авиакомпаниях общий налет часов, согласно летной книжке составил 5015 часов 13 минут, что составляет 20 лет 08 месяцев выслуги. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.11.2015г. (протокол заседания N 589) в назначении досрочной страховой пенсии по указанному в исковом заявлении основанию отказано, поскольку бортпроводники, в силу исполняемых ими обязанностей относятся к обслуживающему персоналу и не обладают действующим свидетельством летного состава.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель истицы в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 15.03.2016г. исковые требования удовлетворены.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемая в спорные периоды работы истцом должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника инструктора в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации должность истца относится к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, то есть, соответствуют требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ред. от 29.06.2015 "О страховых пенсиях".
С данным выводом суда, коллеги не может согласиться, исходя из следующего.
Судом установлено, что 30.10.2015г. Б. обратилась в ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досочной страховой пенсии по старости по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.11.2015г. (протокол заседания N 589) в назначении досрочной страховой пенсии по указанному в исковом заявлении основанию отказано, поскольку бортпроводники, в силу исполняемых ими обязанностей относятся к обслуживающему персоналу и не обладают действующим свидетельством летного состава.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, применяется Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства, в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 11.07.2002.
Согласно разделу XXI "Транспорт", подраздел 3 "Гражданская авиация" Списка N 1, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.01.1991 N 10, правом на пенсию в связи с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда пользуются бортпроводники (позиция 12003000-11217).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Таким образом, на основе приведенных положений закона бортпроводники пользуются правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При данных обстоятельствах, вывод суда об оценке пенсионных прав истца на основании пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" судебная коллегия находит несостоятельным.
Пунктом 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников); состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Выполнение Б. работ по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, которые являются непосредственной обязанностью бортпроводника, не было связано с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизиологические нагрузки и дает право на досрочную пенсию по пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при достижении возраста 45 лет истец имеет право на досрочную трудовую пенсию по пп. 1 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Данные выводы согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 марта 2009 г. N 260-О-О.
С учетом установленных обстоятельств, на основании положений абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 15 марта 2016 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Б. к ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 06.11.2015г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы с 04.08.2008г. по 03.04.2012г. в ОАО "Владивосток Авиа"; с 09.04.2012г. по 23.10.2015г. в ООО "АЙ ФЛАЙ" в должности бортпроводника, обязании назначить досрочную страховую пенсию с 30.10.2015г. - отказать.
Апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ N 26 по г. Москве и Московской области - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.