Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Шишкина И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Конюховой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2016 года апелляционную жалобу С.Е.В. на решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26 мая 2016 года по делу по иску С.Е.В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдачи удостоверения многодетной матери, обязании выдать удостоверение,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения представителей истца, ответчика,
Установила:
С.Е.В. обратилась в суд с иском Министерству социального развития Московской области, которым просила признать отказа начальника Наро-Фоминского УСЗН в выдаче удостоверения многодетной матери от 11.03.2016 года N 19-4902-18-121 незаконным и обязать выдать удостоверение многодетной матери.
Требованиям мотивированы тем, что истица является матерью троих несовершеннолетних детей: С. 17.07.2008 года рождения; С.В.Н., 28.07.2014 года; С.В.Н. 29.01.2016 года рождения. Истец и несовершеннолетние дети проживают на территории Московской области по адресу: г.Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная, д. 16 кв. 61. 02.03. 2016 года истица обратилась в Наро-Фоминское УСЗН с заявлением об оформлении удостоверения многодетной матери, в чем ей было отказано, так как один ребенок зарегистрирован в Московской области по месту пребывания. Истица полагает данный отказ незаконным.
Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26.05.2016 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истица в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального закона и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследовательскими судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда не соответствует требованиям закона.
Из представленных материалов следует, что истица является матерью троих несовершеннолетних детей: С. 17.07.2008 года рождения; С.В.Н., 28.07.2014 года; С.В.Н. 29.01.2016 года рождения. Истец и несовершеннолетние дети проживают на территории Московской области по адресу: г.Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная, д. 16 кв. 61. 02.03. 2016 года истица обратилась в Наро-Фоминское УСЗН с заявлением об оформлении удостоверения многодетной матери
В выдаче удостоверения отказано по причине регистрации сына в ином регионе. Ребенок зарегистрирован по месту жительства вместе с отцом по адресу: г. Москва, ул. Скульптора Мухиной, 7, кв.156.
Отказывая в иске суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчика.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит ошибочными, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 38, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом.
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон Московской области N 1/2006-ОЗ).
Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ).
Согласно ст. 21 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери (отца), порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.
В соответствии с порядком выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 года N 294/13 для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: паспорт заявителя; копии свидетельств о рождении детей; копию свидетельства о регистрации либо расторжении брака; копию свидетельства об установлении отцовства; копию решения суда об усыновлении ребенка; копии документов, подтверждающих установление опеки (попечительства) над ребенком; копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; справку с места жительства детей; копию соглашения родителей о месте проживания детей.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым является установление таких фактов, как совместное проживание членов семьи, зарегистрированной на территории Московской области, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей, и воспитываемых ими.
С учетом требований Семейного законодательства и вышеприведенных норм, истица и ее трое детей являются членами многодетной семьи и имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обозначенной категории семей.
Согласно представленной выписки из домовой книги на квартиру по адресу: г. Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная, д.16 кв.61, в ней зарегистрированы по месту жительства: истец С.Е.В. с 17,05.2014 года, Савичева София с 17.05.2014 года, Савичева Валерия с 26.02.2016 года. При этом, Савичев Владимир, зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Москва, Скульптора Мухиной, 7-156 (л.д.13-14). В жилом помещении по адресу: г. Наро-Фоминск, ул. Профсоюзная, д. 16 кв.61, Савичев Владимир, зарегистрирован по месту пребывания временно, на период с 12.01.2016 года по 12.01.2021 года.
Таким образом, представленные материалы, свидетельствуют о том, что ребенок истицы Савичев В.Н., 28.07.2014 года рождения, действительно имеет регистрацию в г. Москве, однако проживает совместно с матерью на территории Московской области.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Верховный Суд РФ в Определении от 14.08.2013 года N 5-АПГ13-24 по заявлению М. о признании недействующими отдельных положений постановлений Правительства г. Москвы от 24.01.2006 г. N 37-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве" указал, что в силу Закона г. Москвы "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" право на меры социальной поддержки возникает у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
При этом не только предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, но и сама процедура оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи, поставлена в зависимость от регистрации гражданина органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве, что существенным образом ограничивает право граждан не только на получение указанных мер социальной поддержки граждан, проживающих в г. Москве, но и на сам факт признания их многодетной семьей.
Однако, как следует из Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", такая обязанность у субъекта Российской Федерации возникает в силу названного федерального нормативного правового акта. Учитывая, что нормативный правовой акт в форме закона представительным органом государственной власти Российской Федерации не принят, правоотношения в сфере установления статуса многодетных семей на территории Российской Федерации и меры по их социальной поддержке регламентированы Указом Президента Российской Федерации в порядке опережающего регулирования и, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации, в такой ситуации, до принятия соответствующего закона нормы Указа применяются для регулирования указанных правоотношений на всей территории Российской Федерации.
Между тем на территории города Москвы гарантированные Указом Президента РФ меры социальной поддержки семьям, имеющим детей, могут быть реализованы, в соответствии с оспариваемыми нормами законодательства г. Москвы, только лицами, зарегистрированными органами регистрационного учета по месту жительства в городе Москве. Более того, оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории города Москвы, также возможна только при наличии регистрации по месту жительства в городе Москве, что недопустимо при наличии федерального законодательства об обязанности субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, но не устанавливающего такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.
Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение отменить, постановить новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 26 мая 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Министерства социального развития Московской области N 19-4902-18-121 от 11.03.2016 г. в выдаче С.Е.В. удостоверения многодетной матери.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать С.Е.В. удостоверение многодетной матери.
Апелляционную жалобу С.Е.В. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.