Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.В.,
судей Мизюлина Е.В., Шилиной Е.М.,
при секретаре Долгове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 августа 2016 года апелляционную жалобу О.И. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 10 июня 2016 года по делу
по иску О.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ N 26 по г. Москве и московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е. В.,
объяснения представителя истицы,
УСТАНОВИЛА:
О.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР N26 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы с 30.11.2001 года по 16.09.2008 года в ОАО "Авиакомпания Домодедовские Авиалинии"; с 16.09.2008 года по 14.06.2013 года в ООО "Авиакомпания "Глобус"; с 16.07.2013 года по 04.03.2016 года в ОАО Авиакомпания "Трансаэро" в качестве бортпроводника в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 18.03.2016 года, ссылаясь на то, что ответчиком принято неправомерное решение об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости из-за того, что бортпроводник не входит в состав летного экипажа и не имеет право на назначение пенсии в льготном порядке.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 10 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, иск удовлетворить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела усматривается, что истица 30.11.2001 года принята бортпроводником службы бортпроводников. 14.02.2007 года присвоена квалификация бортпроводника 2 класса. 16.09.2008 года уволена по собственному желанию, п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. 16.09.2008 года принята бортпроводником в службу бортпроводников. 14.06.2013 года трудовой договор расторгнут по инициативе работника п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. 16.07.2013 года принята на должность бортпроводника двенадцатого отделения Службы бортпроводников Департамента сервиса. 01.01.2014 года переведена на должность бортпроводника старшего семнадцатого отделения Службы бортпроводников Департамента сервиса. 01.03.2014 года переведена на должность бортпроводника старшего второго отделения Службы бортпроводников Департамента сервиса. 04.03.2016 года уволена в связи с сокращением работников организации п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. В справке о налете за период работы в вышеуказанных должностях указаны сведения из летной книжки бортпроводника, общий налет составляет 9 256 часов 36 минут.
18.03.2016 г. О.И. обратилась в ГУ УПФР N 26 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 25.03.2016 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истице отказано, поскольку бортпроводники входят в кабинный экипаж, не относятся к летному составу, не имеют права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию бортпроводников предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как указанная должность включена в Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, при этом страховая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 45 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет, либо с уменьшением возраста при наличии выработанного страхового стажа, однако, истица указанного возраста не достигла и не имеет необходимого страхового стажа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В связи со вступлением в законную силу 01.01.2015 года Федерального 8 от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28.12.2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N400-ФЗ.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.
Пункт 2 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N459. Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Как следует из данного Списка, к должностям работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", относятся: члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов; летно-инструкторский состав; командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата; парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, в части, не урегулированной настоящими Правилами, осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 3 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются: а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц; б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц; в) 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за 1,5 календарных года; г) 1 год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за 1,5 календарных года при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за 2 календарных года; д) 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года.
В судебном заседании установлено, что принимая решение при подсчете специального стажа истицы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ответчиком в стаж на соответствующих видах работ, ответчиком не были включены периоды работы О.И.: - с 30.11.2001 года по 16.09.2008 года в ОАО "Авиакомпания Домодедовские Авиалинии"; с 17.09.2008 года по 14.06.2013 года в ООО "Авиакомпания "Глобус"; с 16.07.2013 года по 31.12.2015 года в ОАО авиакомпания "Трансаэро"; с 01.01.2014 года по 04.03.2016 года в ОАО АК "Трансаэро".
Указанные периоды не включены в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" по тем основаниям, что должности, которые занимала О.И. не относятся к летному составу гражданской авиации.
В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный экипаж воздушного судна. Должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Согласно пп 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка "Транспорт", подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.
Следовательно, работа в должности бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора, старшего бортпроводника-инструктора дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Спорные периоды работы О.И. могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении трудовой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Между тем, истица не достигла возраста, при котором подлежит досрочному назначению страховая пенсия и не имеет необходимого страхового стажа.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, результаты оценки доказательств отражены в решении. Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела судебная коллегия не находит. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 10 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.