Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Белой С.Л.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
06 июля 2016 года апелляционную жалобу администрации городского округа Домодедово на решение Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2016 года по делу по административному исковому заявлению Чеботаревой Т.А. к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным акта обследования жилого дома от 23 октября 2015 г., заключения межведомственной комиссии от 23 октября 2015 г., постановление от 27 октября 2015 г. N 2244,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
Чеботарева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области, просила признать незаконными акт обследования жилого дома N 1, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкрн. Северный, ул. Овражная; заключение межведомственной комиссии от 23.10.2015 о признании жилого дома по указанному адресу подлежащим реконструкции; признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа Домодедово Московской области от 27.10.2015 N2244 "О признании жилого помещения подлежащим реконструкции".; возложить на межведомственную комиссию администрации городского округа Домодедово провести оценку соответствия помещения, расположенного по вышеназванному адресу, положениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Домодедово просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В соответствии с абз. 2-4 данного пункта Положения, "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ.
Как установилсуд, истец является собственником 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 102,4 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты".
В указанном жилом помещении истец зарегистрирован по месту жительства.
V
Вступившим в законную силу решением Домодедовского городского суда Московской области от 15.12.2014 на межведомственную комиссию администрации городского округа Домодедово возложена обязанность провести оценку соответствия жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу положениям, утвержденным Постановлением Правительства РФ N47 от 28.01.2006.
23.10.2015 межведомственной комиссией администрации городского округа Домодедово подготовлен акт обследования жилого дома N1, которым проведен визуальный осмотр жилого дома и жилого помещения N2.
В акте отражено, что по результатам рассмотрения документов с выездом на место установлено, что 17.09.2009 в жилом доме N1 произошел пожар. Жилой дом ликвидирован пожаром. В настоящий момент часть жилого дома, принадлежавшая Чеботаревой Т.А., не восстановлена. Собственнику части жилого дома рекомендовано произвести реконструкцию части жилого дома с целью приведения утраченных в процессе пожара характеристик жилого помещения в соотвествии с установленными требованиями Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47.
23.10.2015 межведомственной комиссией администрации городского округа Домодедово, по результатам обследования, принято заключение о том, что вышеуказанный жилой дом подлежит реконструкции, с целью приведения характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащий сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, с последующим продолжением процедуры оценки.
На основании заключения межведомственной комиссии, постановлением администрации городского округа Домодедово от 27.10.2015 принято постановление N2244 о признании жилого дома N1, подлежащим реконструкции.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд правильно пришел к выводу о том, что в нарушение требований п. 7 Положения в состав межведомственной комиссии при составлении акта от 23.10.2015 и принятии на его основании соответствующего заключения от 23.10.2015 не входили представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно- эпидемиологической, промышленной, экологической и иной безопасности.
Кроме того, как верно указано судом, при составлении акта обследования жилого дома N1 и принятии заключения от 23.10.2015, межведомственной комиссией администрации городского округа Домодедово нарушена процедура оценки жилого помещения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование не применялось, специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями N 1 и 2 к Положению.
Также суд признал необоснованным вывод комиссии о проведении указанных в акте от 23.10.2015 работ, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом.
При таких данных, вывод суда об удовлетворении требований Чеботаревой Т.А. и возложении на межведомственную комиссию администрации городского округа обязанности провести оценку соответствия помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкрн. Северный, ул. Овражная, д. 1 в соответствии с положением, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, соответствует обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, однако их не опровергают и оснований к отмене обжалуемого решения не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.