Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-530/16 по административному исковому заявлению Авдеева А. С., Борсукова В. Ю., Камневой В. А. о восстановлении нарушенных избирательных прав, признании наличия оснований для досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Озерского муниципального района, определении срока назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озеры Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Жители городского округа Озеры Московской области Авдеев А.С., Борсуков В.Ю., Камнева В.А. обратились в Московский областной суд с указанным административным исковым заявлением, просили защитить их избирательные права путем определения срока назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озеры Московской области.
В обоснование требований ссылались на то, что Законом Московской области от 18 марта 2015 года N30/2015-ОЗ объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское без изменения границ территории Озерского муниципального района. Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, полномочия органов местного самоуправления каждого из объединенных поселений в результате объединения прекращены. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района, наделено статусом городского округа - городской округ Озеры.
Административные истцы указывали, что городской округ Озеры фактически создан и начал функционировать с 01 января 2016 года, является вновь образованным муниципальным образованием, однако выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в установленный статьей 34 Федерального закона N131-ФЗ шестимесячный срок не проведены и не назначены. При этом Совет депутатов Озерского муниципального района Московской области принял решение N29749 "О переименовании Совета депутатов Озерского муниципального района в Совет депутатов городского округа Озеры", которым утвердил Положение о Совете депутатов городского округа Озеры.
Административные истцы полагают, что Совет депутатов Озерского муниципального района неправомочен осуществлять полномочия Совета депутатов городского округа Озеры, поэтому должен назначить выборы представительного органа муниципального образования - городского округа Озеры. Поскольку такие выборы до настоящего времени не назначены, административные истцы просят суд определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган должен назначить выборы, полагают, что выборы могут быть проведены в сентябре 2016 года.
Представители административных ответчиков: Совета депутатов городского округа Озеры и Территориальной избирательной комиссии города Озеры возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылались на то, что оснований для проведения выборов не имеется.
Представители заинтересованных лиц: Избирательной комиссии Московской области и Управления территориальной политики Московской области полагали, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12, ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, гарантии его осуществления устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 статьи 23 Федерального закона N131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом. Частью 3 той же статьи предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случае нарушения указанных прав, устанавливает Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (далее - Федеральный Закон N138-ФЗ).
В силу ч. 1 статьи 1 Федерального закона N138-ФЗ настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:
- законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;
- представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;
- в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;
- полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;
- законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;
- истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;
- органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;
- в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Согласно п. 5 ст. 3 названного Федерального закона порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда только в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Суд полагает, что установленных в указанной норме оснований в данном случае не имеется.
Законом Московской области от 18 марта 2015 года N30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района", принятым в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона N131-ФЗ, преобразованы муниципальные образования Озерского муниципального района Московской области путем их объединения в городское поселение.
Согласно ст. 1 Закона объединены территории городского поселения Озеры, сельского поселения Бояркинское и сельского поселения Клишинское без изменения границ территории Озерского муниципального района.
Поселения утратили статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, полномочия органов местного самоуправления каждого из объединяемых поселений в результате объединения прекращены.
Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Озерского муниципального района, наделено статусом городского округа - городской округ Озеры.
В соответствии со ст. 2 Закона МО N30/2015-ОЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона приступили к осуществлению полномочий по решению установленных Федеральным законом N131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Полномочия, связанные с исполнением бюджетов, в период со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2016 года исполняли органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Озерского муниципального района.
Таким образом, Законом Московской области от 18 марта 2015 года N30/2015-ОЗ предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Озеры действующими органами местного самоуправления Озерского муниципального района.
Данный закон был предметом судебного рассмотрения. Вступившим в законную силу решением Московского областного суда от 16 октября 2015 года, признано законным преобразование муниципального образования Озерский муниципальный район, произведенное в соответствии с Федеральным законом N131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как указано в Законе Московской области от 18 марта 2015 года N30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района" границы объединенной территории полностью совпали с границами Озерского муниципального района. Абсолютное совпадение границ усматривается также из описания границ Озерского муниципального района в Законе Московской области от 25 февраля 2005 года N75/2005-ОЗ "О статусе и границах Озерского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и описания границ городского округа Озеры в Законе Московской области от 05 мая 2015 года N71/2015-ОЗ "О границе городского округа Озеры".
Совпадение границ объединенного муниципального образования с границами муниципального района привело к тому, что органы местного самоуправления этого муниципального образования в случае их создания должны были бы осуществлять одновременно полномочия по решению установленных законом вопросов местного значения городского поселения и вопросов местного значения муниципального района. Такие характеристики муниципального образования соответствуют понятию городского округа как оно изложено в части 1 статьи 2 Федерального закона N131-ФЗ.
При этом до принятия Закона МО N30/2015-ОЗ в Озерском муниципальном районе действовал сформированный на состоявшихся 08 сентября 2013 года очередных муниципальных выборах представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов Озерского муниципального района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия Совета истекают в 2018 году. Депутаты Совета депутатов Озерского муниципального района избраны непосредственно населением, проживающим на территории Озерского муниципального района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании, выполняют свои обязанности в полном объеме, количественный состав депутатов является правомочным.
Как указано выше, Законом Московской области от 18 марта 2015 года N30/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Озерского муниципального района" предусмотрено исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Озеры действующими органами местного самоуправления Озерского муниципального района - без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона МО N30/2015-ОЗ городской округ Озеры не является вновь образованным муниципальным образованием, а преобразован путем изменения статуса существовавшего муниципального образования в связи с наделением его статусом городского округа, с возложением исполнения полномочий органов местного самоуправления городского округа Озеры на действующие органы местного самоуправления Озерского муниципального района.
Довод представителя административных истцов на то, что городской округ Озеры является вновь образованным муниципальным образованием в силу положений части 8 статьи 13 Федерального закона N131-ФЗ, содержащую ссылку на часть 3 той же статьи, суд считает несостоятельным, поскольку в указанной норме предусмотрен случай создания вновь образованного муниципального образования, осуществленного путем объединения двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований. В данном случае в связи с указанным совпадением границ городского округа Озеры и Озерского муниципального района не имеется иных муниципальных образований, чьи границы могли (или не могли) быть изменены в результате объединения поселений.
В случае наделения объединенного муниципального образования статусом городского округа Озеры Законом МО N30/2015-ОЗ в результате объединения поселений они утрачивают статус муниципальных образований, при этом прекращаются полномочия их органов местного самоуправления и должностных лиц каждого из объединяемых поселений.
Преобразованное путем объединения поселений муниципальное образование не просто не влечет изменения границ иных муниципальных образований, но полностью совпадает своими границами с границами Озерского муниципального района.
В связи с изложенным не возникает предусмотренных п.3 части 16 статьи 35 Федерального закона N131-ФЗ оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования - Совета депутатов Озерского муниципального района, наделенного вступившим в законную силу Законом МО N30/2015-ОЗ полномочиями по решению установленных Федеральным законом N131-ФЗ вопросов местного значения городского округа.
Поскольку в данном случае не установлено нарушений конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п.1 статьи 1 Федерального закона N138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Авдеева Александра Сергеевича, Борсукова Владимира Юрьевича, Камневой Веры Александровны о восстановлении нарушенных избирательных прав, признании наличия оснований для досрочного прекращения полномочий Совета депутатов Озерского муниципального района, определении срока назначения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Озеры Московской области - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.