Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.
при секретаре Петровой Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Малькова Валерия Николаевича об отмене решения окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа N17 по выборам депутатов Московской областной Думы от 20 июля 2016 года N 3/3-МОД "О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17 Одинцова Геннадия Владимировича",
установил:
постановлением Московской областной Думы от 16 июня 2016 года N 33/170-П на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Московской областной Думы. Постановление официально опубликовано в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 17 июня 2016 года N 108.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17 Мальков Валерий Николаевич (далее-административный истец), выдвинутый избирательным объединением "Региональное отделение ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ", обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Московской областной Думы от 20 июля 2016 года N 3/3-МОД о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по тому же избирательному округу Одинцова Геннадия Владимировича (далее также - зарегистрированный кандидат), выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области".
Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17 (далее - ОИК N 17, а также- административный ответчик) является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято с нарушением требований действующего избирательного законодательства и нарушает принцип равенства кандидатов.
Административный ответчик утверждает, что Одинцовым Г.В. лично не было представлено в ОИК N 17 заявление о согласии баллотироваться по ОИК N 17, представлены неполные сведения об уровне образования, копии трудовой книжки и диплома об образовании не заверены им или уполномоченным лицом. Также указывает, что представленная Одинцовым Г.В. справка о принадлежности к политической партии подписана лицом, не имеющим право на ее подписание. В соответствии с уставными документами, по мнению административного истца, она должна быть выдана Советом регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области".
По мнению административного истца, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в регистрации кандидата и, соответственно, для отмены решения о регистрации кандидата.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования. Представлены письменные объяснения.
Представитель ОИК N 17 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя административного ответчика. Участвуя 8 августа 2016 года в проводимой судом по настоящему делу беседе, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на соответствие оспариваемого решения требованиям избирательного законодательства.
Заинтересованные лица Одинцов Г.В., представители регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" в судебном заседании полагали, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска, указывая, что кандидатом в соответствии с избирательным законодательством представлены надлежаще составленные документы. Представителями Политической партии представлены письменные объяснения.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, заинтересованных лиц Одинцова Г.В. и представителей регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области", исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, приходит к следующему.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Порядок организации и проведения выборов депутатов Московской областной Думы регламентирован законом Московской области от 6 июня 2011 года N 79/2011-ОЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы" в части 2 статьи 21 предусматривает, что окружная избирательная комиссия считается уведомленной избирательным объединением о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, а кандидат считается выдвинутым в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в окружную избирательную комиссию решения Избирательной комиссии Московской области о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы, а также документов, указанных в частях 3.1-4.1 настоящей статьи.
Часть 3 статьи 21 названного закона содержит аналогичные пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ требования к форме и содержанию изложения и подтверждения волеизъявления кандидата баллотироваться в составе списка кандидатов по одномандатному избирательному округу.
Согласно части 7 статьи 25 Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы" решение Избирательной комиссии Московской области о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Закона, направляются Избирательной комиссией Московской области в соответствующие окружные избирательные комиссии.
Судом установлено, что решением Избирательной комиссии Московской области от 24 мая 2016 года N 263/3577-5 на Щелковскую территориальную комиссию были возложены полномочия окружной избирательной комиссии N 17 (л.д. 29-35).
20 июля 2016 года ОИК N 17 было принято решение N 3/3-МОД о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17 Одинцова Г.В., выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" (л.д. 18-19).
Судом также установлено, что для принятия названого решения Одинцовым Г.В. в Избирательную комиссии Московской области было представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17 (л.д. 36).
В соответствии с частью 7 статьи 25 Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы" копия указанного заявления была направлена вместе с решением о заверении списка и копией заверенного списка Избирательной комиссией Московской области в окружную избирательную комиссию по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N 17.
Таким образом, административным ответчиком, заинтересованным лицом Одинцовым Г.В. в полной мере были соблюдены требования закона о предоставлении кандидатом заявления в окружную избирательную комиссию. По смыслу приведенных норм законов, регулирующих спорные правоотношения, на Одинцова Г.В. не возлагалась обязанность по обращению с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской областной Думы в две избирательные комиссии- в Избирательную комиссию Московской области и в ОИК N 17. Соответственно, у административного ответчика отсутствовала обязанность по получению указанного заявления.
Порядок документооборота, определенный приведенными выше нормами избирательного законодательства Московской области, был соблюден.
Как следует из пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1488-6 "О Разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата" в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в представляемом в избирательную комиссию письменном заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу наряду с персональными данными указываются сведения о профессиональном образовании кандидата (при его наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
При рассмотрении дела установлено, что Одинцов Г.В. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Московской областной Думы по ОИК N 17 указал сведения о высшем профессиональном образовании, а также представил копию диплома.
С учетом изложенного, требования приведенного выше избирательного законодательства в отношении предоставления достоверных и достаточных сведений об образовании кандидата в депутаты как административным ответчиком, так и Одинцовым Г.В. были, по мнению суда, исполнены в полном объеме.
В судебном заседании при рассмотрении настоящего административного дела судом были проверены доводы административного истца о предоставлении Одинцовым Г.В. не заверенной им лично или уполномоченным представителем копий диплома о высшем образовании и трудовой книжки и установлено, что для целей подтверждения достоверности копий указанных документов, в ОИК N 17 указанный зарегистрированный кандидат представил подлинники документов, с которых и были выполнены непосредственно в ОИК N 17 копии посредством ксерокопирования (л.д.73-81).
Таким образом, достоверность копий представленных документов была проверена уполномоченным лицом ОИК N 17 при их принятии путем непосредственной сверки с подлинными документами. В ходе рассмотрения настоящего дела не установлено иных фактических обстоятельств предоставления копий трудовой книжки и диплома, кроме тех, на которые ссылались представитель административного ответчика и Одинцов Г.В.
При таких обстоятельствах суд полагает, что отсутствуют основания для вывода о нарушения административным ответчиком предусмотренного избирательным законодательством порядка принятия от кандидата в депутаты копий диплома и трудовой книжки.
Право кандидата в депутаты самостоятельно заверять копии отдельных предоставляемых им документов, по мнению суда, основано по смыслу, заложенному законодателем, на принципе добросовестного поведения лица, претендующего на избрание в депутаты соответствующего уровня. Вместе с тем, не исключается возможности заверения таких копий нотариусом или при обстоятельствах указанных выше.
С учетом изложенного, отсутствуют правовые основания для вывода о том, что имело место нарушение прав административного истца как зарегистрированного кандидата, так и избирателей указанного избирательного округа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Одинцовым Г.В. в ОИК N 17 была представлена справка за подписью председателя Совета регионального отделения Политической партии " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" Романовича А.Л. от 29 июля 2016 года, согласно которой он является членом указанной Политической партии, председателем Совета местного отделения в Пушкинском муниципальном районе (л.д. 48).
Судом были проверены доводы административного истца и его представителя относительно отсутствия у подписавшего ее лица полномочий для подтверждения изложенных в справке фактов.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается лицами, участвующими в настоящем административном деле, решением Совета регионального отделения Политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области" N 45С от 29 июня 2016 года в соответствии с частью 8 статьи 30 Устава Политической партии были подтверждены полномочия Романовича А.Л. по заверению сведений о принадлежности кандидата в депутаты Московской областной Думы к партии и статусе кандидата (л.д. 28).
С учетом изложенного в настоящем решении, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения ОИК N 17 и отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Малькова В.Н.
руководствуясь статьями 243-244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Малькова Валерия Николаевича об отмене решения окружной избирательной комиссии Пушкинского одномандатного избирательного округа N17 по выборам депутатов Московской областной Думы от 20 июля 2016 года N 3/3-МОД "О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Пушкинскому одномандатному избирательному округу N17 Одинцова Геннадия Владимировича" - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения суда и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.