Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воейкова А.А.,
судей Милашовой Л.В., Хмельниковой Е.А.
при секретаре Назаровой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе административного истца
Дроздова А.В. на решение Советского районного суда г. Рязани от 02 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска
Дроздова А.В. к Правительству Рязанской области о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в предоставлении документов (информации), и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., объяснения представителя административного ответчика Правительства Рязанской области Переведенцева Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дроздов А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий Правительства Рязанской области. Требования мотивировал тем, что 21 марта 2016 года он обратился в Правительство Рязанской области с запросом о предоставлении информации относительно решения о переводе земельного участка с географическим ориентиром:
"
...
" из категории сельхозназначения в категорию промышленности с целью его использования в деятельности ЖКХ, а также предоставлении в его адрес копии такого решения.
Однако из аппарата Правительства Рязанской области Дроздов А.В. получил письмо от 6 апреля 2016 года, в котором текстуально подтверждено существование распоряжения Правительства Рязанской области от 1 июля 2015 года N 315-р о переводе вышеназванного земельного участка в Касимовском районе Рязанской области из категории сельхозназначения в категорию промышленности, но в предоставлении копии данного распоряжения отказано.
Ссылаясь на то, что немотивированным ответом были грубо нарушены его конституционные права на получение информации о принимаемых исполнительной властью решениях, затрагивающих интересы граждан в области здравоохранения и охраны окружающей среды, с учетом уточнений просил суд признать незаконным действие аппарата Правительства Рязанской области, выразившееся в отказе в предоставлении копии распоряжения от 01 июля 2015 года N 315-р, обязать аппарат Правительства Рязанской области устранить допущенное нарушение его права на получение информации путем предоставления ему достоверной копии распоряжения Правительства Рязанской области от 01 июля 2015 года N 315-р, а также возместить ему за счет административного ответчика издержки, а именно, транспортные затраты, связанные с данным судопроизводством, в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Советского районного суда от 02 июня 2016 года административный иск Дроздова А.В. оставлен без удовлетворения. С данным решением не согласился административный истец Дроздов А.В., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, удовлетворив его административный иск, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное толкование судом положений Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Полагает, что его административный иск подлежит удовлетворению, указывая доводы, аналогичные доводам административного искового заявлении.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 марта 2016 года Дроздов А.В. через официальный сайт в сети "Интернет" обратился в Правительство Рязанской области с запросами следующего содержания: "В связи с незаконным размещение отходов на территории Касимовского района, Рязанской области возник вопрос о законности перевода участка земли из с/х категории в категорию промышленности со ссылкой на распоряжение губернатора Рязанской области N 315-р, от 01.07.2015 г. Прошу Вас подтвердить факт наличия указанного распоряжения, в случае его достоверности и выслать копию по эл.адресу namedi.039@gmail.com или опровергнуть наличие последнего, в случае отсутствия такового".
Обращения Дроздова А.В. (идентичного содержания) были в тот же день зарегистрированы, рассмотрены и 06 апреля 2016 года в адрес Дроздова А.В. был направлен письменный ответ за N 0Г-2065, 2066, 2067, 2068, 2069, 2070, 2071, 2072, за подписью заместителя руководителя аппарата - начальника правового управления аппарата Правительства Рязанской области. В данном ответе Дроздову А.В. была сообщена информация о наличии распоряжения Правительства Рязанской области от 01 июля 2015 года N 315-р о переводе земельного участка, расположенного в Касимовском районе Рязанской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Одновременно, в представлении копии данного распоряжения Дроздову А.В. было отказано, поскольку он не относится к категории заинтересованных лиц, имеющих право на ее получение.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязанность доказывания данного обстоятельства возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Суд пришел к выводу о том, что действиями административного ответчика не были нарушены права административного истца. С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (пп.1 п.1 ст.1)
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 11 данного Закона информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (п.11 той же статьи).
В силу п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть органичен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
На отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления распространяется действие Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В силу п. 1 ст. 1 данного Федерального закона под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Одним из способов, которым обеспечивается доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является в силу п. 6 ст. 6 Закона предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 этого Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Пользователь информацией имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен (пп. 1, 3 ст. 8 Закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что гражданину по его запросу должна быть предоставлена информация (то есть сведения, сообщения, данные) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, если законом не установлены ограничения доступа к такой информации. Такая информация может быть предоставлена в виде ответа на запрос.
Предоставление пользователю по запросу документированной информации о деятельности государственных органов означает предоставление зафиксированных на материальном носителе сведений (сообщений, данных) о его деятельности с указанием реквизитов, позволяющих определить такую информацию, а не предоставление конкретного акта (в данном случае - ненормативного), принятого государственным органом.
Судебная коллегия считает, что направив письменный ответ, в котором Дроздову А.В. была сообщена информация о наличии принятого Правительством Рязанской области распоряжения с указанием его реквизитов и содержания (о переводе указанного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики ... ), административный ответчик обеспечил административному истцу доступ к информации о своей деятельности в полном соответствии с требованиями законодательства.
Доводы административного истца о том, что ему должная быть предоставлена копия указанного распоряжения, основаны на неправильном толковании закона и не могут быть приняты во внимание.
Безусловного права на получение копии запрошенного распоряжения у административного истца не имеется. Порядок предоставления копии такого акта установлен иным законодательством, проанализировав положения которого, суд пришел к правильному выводу о том, что Дроздов А.В. не относится к категории лиц, которым должна быть направлена копия указанного акта.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что право административного истца на получение информации о деятельности исполнительного органа государственной власти Рязанской области не нарушено.
Иные доводы апеллятора, в том числе о том, что направленные ему ответы не зарегистрированы в реестре ответчика и исходят не от самого ответчика, не подтверждаются материалами дела и не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 02 июня 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Дроздова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.