Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи ФИО9
судей ФИО8 и ФИО10
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7 в интересах ФИО12 к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД) о признании действий незаконными, по апелляционной жалобе ФИО7 на решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата", которым постановлено:
"В удовлетворении требований административного искового заявления ФИО7 в интересах ФИО1 к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД о признании действий незаконными, отказать".
Заслушав доклад судьи ФИО8 и объяснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД ФИО6, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО7 в интересах ФИО1обратилась в суд с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД о признании действий незаконными, указывая, что ФИО1 принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: РД, г.Махачкала "адрес" 4 МКР, 5 линия, участок N на основании решения Администрации "адрес" г.Махачкалы от "дата".
В обоснование иска указала, что "дата" ФИО1 обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, что подтверждается заявлением с регистрационным номером N. "дата" решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД за N отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием документа с описанием местоположения границ участка, хотя в представленных документах содержались все необходимые сведения о земельном участке для постановки его и внесения в ГКН как ранее учтенный объект недвижимости.
-2-
Судом первой инстанции постановлено решение резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ФИО7 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что отказ Кадастровой палаты противоречит Постановлению Правительства РД от "дата" N, согласно которому все ранее предоставленные земельные участки должны быть перенесены в электронный вид и каждому объекту должен быть присвоен уникальный и неповторимый кадастровый номер.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что нормы Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не ограничивают перечень правоустанавливающих или правоподтверждающих документов, учитываемых при внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Возражения на доводы апелляционной жалобы не поданы.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания административного истца ФИО1 и его представителя ФИО7 (ст. 150 КАС РФ).
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД ФИО6, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.17 ст.45 ФЗ от "дата" N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если:
1) имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивши документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета;
-3-
3) сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно п.3 ч.1 ст.7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в частности описание местоположения границ земельного участка.
Законом о кадастре предусмотрена возможность внесения в государственный кадастр недвижимости, сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3, 5, 7 статьи 45 Закона о кадастре.
Судом установлено, что согласно заявлению от "дата" за N. представитель административного истца ФИО7, обращаясь в ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", представила архивную выписку из решения Администрации "адрес" от "дата", от "дата" за N.
Согласно архивной выписке из решения Администрации "адрес" г.Махачкалы, выданной Главой Администрации "адрес" г.Махачкалы от "дата", "О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома "адрес" решено отвести земельный участок, размером 0.06 га(600 кв.м) для строительства индивидуального жилого дома ФИО1
Согласно представленной копии решения от "дата" гола "о выделении земельных участков под индивидуальное строительство" Администрации "адрес" г.Махачкалы, следует, что на основании решения Главы Администрации и жилищно-бытовой комиссии от "дата", решено согласно п.301 отвести земельный участок 0.06 га ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома.
Между тем, какие-либо иные документы о том, что ранее был произведен государственный кадастровый учет или государственный учет спорного зе
-4-
мельного участка либо были зарегистрированы права на этот земельный участок и присвоен условный номер органом, осуществляющим
государственную регистрацию на недвижимое имущество и сделок с ним, заявителем не представлено, топографический план таким документом не является.
По состоянию на 1994 года, когда было вынесено решение Администрации пос.Ленинкент Кировского района г.Махачкалы о предоставлении Узайрову Г.М., земельного участка, действовал Закону ДАССР "О земле" от 16.05.1991 года.
Согласно статьям 14 и 15 названного закона в указанный период предоставление земель гражданам осуществлялось путем отвода на местности.
Постановлениями Правительства РСФСР от 17.09.1991 г. за N 493 "Об утверждении форм государственного акта па право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного(постоянного) пользования землей", Правительства РФ от 19.03.1992 года за N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей с\х назначения", Указом Президента РФ от 27.10.1993 года за N 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России", действовавшими до введения в действие Земельного кодекса РФ, каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, бланки свидетельства о праве на землю.
В развитие этих нормативных актов Роскомземом 20 мая 1992 года утвержден Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, а 15.02.1994 года Порядок оформления и выдачи свидетельств на право собственности согласно которым составной частью свидетельства о праве собственности на землю, так же как и свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения землей, является чертеж границ земельного участка, подписываемый должностным лицом соответствующего органа по земельным ресурсам и землеустройству.
Следовательно, документами, подтверждающими субъективное право гражданина на конкретный земельный участок, являются не только решение местной администрации и свидетельство о праве пожизненно наследуемого владения, но и (или) чертеж границ земельного участка, который выдается одновременно с выдачей свидетельства о праве пожизненно наследуемого владения либо в течение одного месяца после этого и содержит данные, индивидуализирующие участок. Такие документы выдаются уполномоченными на то работниками, которые в силу своих должностных обязанностей вправе осуществлять отвод участков на местности.
-5-
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что вышеуказанная архивная выписка за N от "дата", таким документом не является, и этим документам границы участка не определяются.
Доводы апелляционной жалобы ФИО7 о несогласии с решением суда, несостоятельны, поскольку не содержат правовых оснований к отмене правильного по существу решения суда первой инстанции.
Судом, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и мотивированы, оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда г.Махачкалы по доводам апелляционной жалобы не имеются.
Руководствуясь ст.ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1, по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.