Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Кабировой Е.В. и Косарева И.Э.,
при секретаре Рюмине А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Сметаниной М. О. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 19 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Сметаниной М. О. к администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании договора найма служебного помещения договором социального найма, обязании внести изменение в постановление в части указания статуса жилого помещения, признании права на приватизацию жилого помещения, обязании заключить договор передачи жилого помещения в собственность.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения истца Сметаниной М.О. и ее представителя Сметаниной Л.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - Иванова К.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Сметанина М. О. обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области к администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании договора найма служебного помещения N5 от 19 декабря 2014 года договором социального найма, об обязании внести изменение в постановление администрации N280 от 19 декабря 2014 года, указав на заключение договора социального найма, а также о признании права на приватизацию жилого помещения по адресу: "адрес" об обязании заключить с нею договор приватизации, ссылаясь на то, что она, являясь молодым специалистом, принята на должность врача-педиатра в сельскую амбулаторию, в связи с чем подлежала обеспечению жильем. Тогда как доказательств включения спорной квартиры в состав специализированного жилья в установленном законом порядке не имеется (л.д. 6-10).
При рассмотрении дела судом первой инстанции представитель истца Сметаниной М.О. - Сметанина Л.Н. поддерживала исковые требования, представитель ответчика администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - Иванов К.В. исковые требования не признавал (л.д. 106-114).
21 мая 2016 года Тосненским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.116-122).
Истец не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Полагает, что судом ненадлежащим образом произведена оценка доказательств. Вывод суда об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду противоречит фактическим обстоятельствам по делу, исходя из которых ответчиком не соблюден порядок изменения статуса жилого помещения.
Обращает внимание на то, что в силу закона она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и на его приватизацию.
Считает, что суд в нарушение статьи 43 ГПК Российской Федерации не привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, включенных в договор найма в качестве членов ее семьи Сметанину Л.Н. и Сметанина О.В..(л.д.128-134).
В дополнении к апелляционной жалобе ссылается также на то, что не была извещена о рассмотрении дела.
Отзыв администрации содержит критическую оценку доводов жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Сметанина М.О. и ее представитель Сметанина Л.Н. поддержали доводы жалобы, представитель ответчика администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области - Иванов К.В. возражал против доводов жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Частью 1 статьи 57 ЖК Российской Федерации установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК Российской Федерации).
Между тем, исходя из смысла положений статей 93, 103 ЖК Российской Федерации, отдельным категориям граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления предоставляются служебные жилые помещения, при этом договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
В пределах полномочий, предоставленных пунктом 4 части 1 статьи 14 и пунктом 3 части 2 статьи 104 ЖК Российской Федерации решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 9 апреля 2010 года N 87 утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда в муниципальном образовании Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, в соответствии с пунктом 2.1 которого служебные жилые помещения предоставляются, в том числе, медицинским работникам (врачам), осуществляющим свою деятельность в муниципальных медицинских учреждениях.
В силу части 2 статьи 92 ЖК Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. После 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является, согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица.
В соответствии с пунктами 12-14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами;
для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:
а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;
б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;
в) технический паспорт жилого помещения;
г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов;
орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении;
информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;
решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Из положений части 12.1 статьи 52 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 12.2 статьи 52 названного закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки.
Таким образом, по общему правилу жилые помещения на основании договора социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях и состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях. Тогда как медицинские работники (врачи), осуществляющие свою деятельность в муниципальных медицинских учреждениях на территории Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области имеют право на получение служебного жилого помещения. При этом использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением установленных требований.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ленинградской области "Тосненская клиническая межрайонная больница" и Сметаниной М.О. 17 апреля 2014 года заключен трудовой договор N 82648, согласно которому истец принята на работу в качестве врача-педиатра врачебной сельской амбулатории п.Тельмана (л.д.33-34).
На заседании жилищной комиссии муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 19 декабря 2014 года рассмотрено заявление истца о предоставлении ей служебной квартиры, принято решение о предоставлении ей специализированного (служебного) жилого помещения (л.д.72-76,78).
В тот же день администрацией муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области вынесено постановление N 280 о заключении со Сметаниной М.О. договора найма служебного помещения по адресу: "адрес" на период трудовых отношений (л.д.11).
19 декабря 2014 года между администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (наймодатель) и Сметаниной М.О (наниматель) заключен договор N 5 найма служебного жилого помещения - двухкомнатной квартиры общей площадью 43,9 кв.м по указанному адресу (л.д. 13-16).
Постановлением администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 13 февраля 2015 года N 30 в договор найма служебного жилого помещения N 5 от 19 декабря 2014 года в качестве членов семьи Сметаниной М.О. включены ее родители Сметанина Л.Н. и Сметанин О.В. (л.д.89).
В тот же день между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от 19 декабря 2015 года (л.д.91).
Согласно справке о регистрации от 19 февраля 2016 года в квартире по адресу: "адрес" зарегистрированы постоянно: Сметанина М.О. - с 24 марта 2015 года, Сметанина Л.Н. - с 26 мая 2015 года (л.д.17).
Спорная квартира включена в реестр муниципальной собственности муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на основании акта приема-передачи муниципального имущества от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 27 сентября 2006 года (л.д.54, 55).
Постановлением местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 24 июля 2013 года N 180 жилое помещение - отдельная двухкомнатная квартира общей площадью 43,9 кв.м, жилой площадью 28,78 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.92).
29 июля 2013 года данное постановление местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 24.07.2013 г. N 180 направлено в Тосненский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области, постановление опубликовано на сайте администрации (л.д.84, 85).
Установив приведенные обстоятельства, правильно применив приведенные нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания договора найма служебного помещения договором социального найма жилого помещения и внесения изменений в постановление N280 от 19 декабря 2014 года, поскольку спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, истец на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области не состоит, а потому у ответчика отсутствовала обязанность заключать с истцом договор социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что нарушений порядка отнесения спорной квартиры к специализированному жилищному фонду не установлено.
При этом постановление администрации от 24 июля 2013 года N180 не подлежит опубликованию, поскольку не является нормативным правовым актом. Кроме того, оно не оспорено и не признано недействительным. Тогда как отсутствие регистрации права спорной квартиры как служебной в ЕГРП не свидетельствует о недействительности постановления.
Вопреки доводам жалобы Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не устанавливает гарантий предоставления медицинскому работнику, переехавшему на работу в сельский населенный пункт, жилого помещения по договору социального найма. Не принято такого нормативного правового акта и на уровне субъекта Российской Федерации - Ленинградской области. Также как и не предусмотрено предоставления медицинским работникам, являющимся молодыми специалистами, работающими на селе, жилых помещений во внеочередном порядке.
Кроме того, необходимо отметить, что между ГБУЗ JIO "Тосненская клиническая межрайонная больница" и Сметаниной М.А. 10 сентября 2015 года заключен договор единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей (л.д.35-37).
Отказ в удовлетворении исковых требований о признании права на приватизацию квартиры и об обязании заключить договор приватизации основан на правильном применении положений статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при правильно установленном судом таком обстоятельстве, имеющем значение для дела, как отнесение спорной квартиры к числу служебных жилых помещений.
Доводы жалобы относительно допущенных ответчиком нарушений в ходе изменения статуса жилого помещения - спорной квартиры являются голословными и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Доводы истца о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела в ее отсутствие, в то время как она не была извещена о рассмотрении дела, несостоятельны.
Согласно материалам дела 14 апреля 2016 года состоялось предварительное судебное заседание, в котором участвовала представитель истца Сметанина Л.Н., по результатам которого судом постановлено определение о признании дела подготовленным и о назначении судебного заседания на 19 мая 2016 года (л.д.578-58).
Представитель истца была извещена о рассмотрении дела в тот же день (л.д.61), тогда как истцу Сметаниной М.О. было направлено судебное извещение, которое получено ею 27 апреля 2016 года (л.д.63).
Кроме того, в судебном заседании, которым дело разрешено по существу, принимала участие представитель истца Сметанина Л.Н. 9л.д.106).
Доводы жалобы о нарушении судом положений статьи 43 ГПК Российской Федерации не нашли подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения, поскольку в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ходатайств о привлечении в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Сметаниной Л.Н. и Сметанина О.В. не поступало. Тогда как вопрос о правах и обязанностях указанных лиц судом не разрешен.
Таким образом, судебная коллегия по гражданским делам Ленин градского областного суда находит, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, правомерно учтены положения приведенных норм материального права и постановлено решение, отвечающее этим нормам при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 19 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Сметаниной М. О. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Коваленко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.