Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Власкиной Е.С.,
судей Кузьменка А.В., Крейс В.Р.,
при секретаре ТНМ,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 28 июня 2016 г. дело по апелляционной жалобе УПФ РФ в "адрес" на решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 05 апреля 2016 г., которым постановлено:
"Признать незаконным решение Еосударственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении ЕНН трудовой пенсии по старости.
Обязать Еосударственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" включить ЕНН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, период службы по призыву в Вооруженных Силах С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты"), период работы в должности председателя "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты"), период работы в качестве секретаря партийной организации колхоза " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" )
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" назначить ЕНН досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований - отказать."
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя пенсионного фона в "адрес" СНИ., судебная коллегия
установила:
ЕНН обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" о признании решения государственного учреждения об отказе в назначении трудовой пенсии незаконным, о включение в льготный стаж работы периодов службы по призыву, на выборных должностях и в качестве старшего мастера производственного обучения, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом заявлении истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление Пенсионного фонда в "адрес" с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии на льготных основаниях в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении пенсии, поскольку не подтверждена необходимая продолжительность стажа на соответствующих видах работ. Ответчик зачел в специальный стаж периоды работы общей продолжительностью "данные изъяты". Не приняты к зачету период срочной службы по призыву в Вооруженных силах С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в качестве председателя исполкома "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ и в качестве секретаря партийной организации колхоза "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы; работа мастером производственного обучения ССПТУ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшим мастером производственного обучения ССПТУ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что действующее законодательство такого зачета не предусматривает.
Считал, что ответчик незаконно отказал в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и просит признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости и обязать ответчика включить в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период службы по призыву в Вооруженных Силах С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в качестве председателя исполкома "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ, секретаря партийной организации колхоза " "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы; работа мастером производственного обучения ССПТУ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и старшим мастером производственного обучения ССПТУ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФР, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ЕНН в полном объеме
В обоснование доводов жалобы указывает, что ни в судебном заседании, ни при обращении в Управление за назначением досрочной трудовой пенсии не нашло подтверждение права ЕНН на досрочную трудовую пенсию.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомочно установил, что возможность зачета в льготный трудовой стаж службы в составе Вооруженных Сил С. (п.п. "г" п. 1 Постановления), а также работа истца на выборных должностях в партийных и комсомольских органах (п.п. "а" п. 1 Постановления) была предусмотрена Положением о порядке исчисления стажа, утвержденным постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N. Суд применил Постановление Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N- П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N-П, согласно которого при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы могут быть исчислены с применением законодательства, действовавшего до вступления в силу Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но при строго определенных условиях.
Однако, суд не учел, что пунктом 4 данного Положения предусматривалось определенное условие, только при выполнении которого указанные периоды могли быть включены в подсчет стажа для назначения пенсии. По этому условию, из всей необходимой продолжительности стажа, не менее 2/3 стажа (16 лет 8 мес.) должно было приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, то есть, если не менее 2/3 стажа составляла работа в должностях, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N и протекавшая в период действия данного постановления, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку после этой даты Постановление бывшего Союза С. на территории Российской Федерации не применяется в соответствии с Постановлением Совета М. - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, указанные периоды трудовой деятельности не относятся к педагогической деятельности, осуществляющейся в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N не предусмотрены наименования вышеуказанных учреждений, так же не предусмотрены вышеуказанные должности, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 55 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 вышеуказанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, Правила исчисления периодов работы при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Право на досрочную трудовую пенсию педагогическим работникам определяется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, вступивших в силу с 12.11.2002 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 12 приведенных выше Правил предусмотрено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Судом установлено, ЕНН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что подтверждается военным билетом серии N
Согласно трудовой книжке, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ЕНН, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в качестве председателя исполкома "данные изъяты"; и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- секретарем партийной организации колхоза " "данные изъяты"" ( л.д. 12,13, Архивная справка N Е-176 от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ).
Решением ответчика указанные периоды не были включены в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Разрешая спор в части включения в стаж истца периода службы по призыву в Вооруженных Силах С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы в должности председателя исполкома "данные изъяты" Совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода работы в качестве секретаря партийной организации колхоза " "данные изъяты"" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд обоснованно исходил из того, что в данные периоды действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил С..
При этом в силу пункта 4 указанного Положения служба в Армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Подпунктом "а" пункта 1 указанного положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая работа в партийных и комсомольских органах.
Согласно п.3.1 Инструктивного письма N-И от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" при применении п.п."а" п.1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобождённого секретаря первичной партийной и комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Время работы, указанной в пунктах 1,2,3 названного Положения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию, то есть не менее 16 лет 8 месяцев.
Как следует из материалов дела, на момент подачи ЕНН заявления о досрочном назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ данное условие, а именно наличие 2\3 стажа (16лет 8 месяцев) специального педагогического стажа было соблюдено.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, поскольку положения ст.ст.6, 15, 17, 18, 19 Конституции РФ предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, независимо от того, выработал ли гражданин до дня изменения правового регулирования данный стаж полностью или частично.
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он, работая в должности старшего мастера производственного обучения в ССПТУ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполнял норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы - 36 час /нед. Несмотря на то, что данная работа дает право на досрочное пенсионное обеспечение по пп. 19 п.1 ст.27 Закона РФ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В связи с чем, данный период работы не был включен судом в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке не имеется.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного по существу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 05 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ в "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.