Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Власкиной Е.С.,
Судей: Плужникова Н.П., Дмитриевой Л.А.,
При секретаре: Н.О.С.,
С участием прокурора Довыденко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 09 августа 2016 года дело по апелляционной жалобе Зайцева В. Н. на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зайцева В. Н. отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плужникова Н.П., пояснения представителей ответчиков ФКУ ЛИУ-10 - Ведюшкиной Е.А., ФСИН России - Ложковой Е.А., представителя третьего лица ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России - Городецкой С.В., выразивших согласие с решением суда, заключение прокурора Довыденко Н.П., полагавшей, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Зайцев В.Н. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-10, Министерству Финансов РФ, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда.
Согласно иску, Зайцев В.Н. имеет заболевание: артериальная гипертония, для лечения которого ДД.ММ.ГГГГ был направлен на обследование в ФКУ ЛИУ-10 "адрес", где находился до ДД.ММ.ГГГГ. Все это время содержался в отделении терапии в палате N, площадью 15-16 кв.м., в которой находилось 7 двухъярусных кроватей, где одновременно находилось 7 человек больных. Ненадлежащим содержанием в указанном учреждении истцу причинены морально-нравственные страдания.
В период нахождения на лечении в условиях стационара истец должен был получать лечебное питание. Согласно заключению кардиолога от ДД.ММ.ГГГГ истцу была рекомендована диета с ограничением животных жиров. Однако в рационе питания в ФКУ ЛИУ-10 преобладало в повышенной для истца норме свиное мясо и жиры, что ему противопоказано. В результате этого истец был вынужден ограничивать себя в питании.
Кроме того, на истца, как больного, не была заведена карта динамического наблюдения за больным артериальной гипертонией. Врачей кардиологов в ЛИУ-10 нет, равно как и лицензии на осуществление медицинской помощи в области кардиологии.
На протяжении всего пребывания в медучреждении истцу в качестве лекарства выдавался "данные изъяты", с трехразовым приемом в день. В силу частого употребления "данные изъяты" истец стал зависимым от него.
ДД.ММ.ГГГГ истец был на консультации врача-кардиолога в областной клинической больнице. Однако ему не была предоставлена карта динамического наблюдения, в силу ее отсутствия.
В процедурном кабинете ФКУ ЛИУ-10 установлена камера видеонаблюдения, что противоречит требованиям врачебной тайны. В связи с данными обстоятельствами он был вынужден отказываться от уколов.
Истец просил взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда 1000000 рублей.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Зайцев В.Н. не согласен. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы аналогичные доводам иска.
Исследовав материалы дела в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Зайцеву В.Н. в иске суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом обстоятельств, положенных в основу исковых требований, с чем судебная коллегия соглашается.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается апеллянтом, что приговором Дзержинского районного суда "адрес" Зайцев В.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч N УК РФ и приговорен к лишению свободы сроком на "данные изъяты" с отбыванием наказания в "данные изъяты".
Согласно ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", каждый имеет право на медицинскую помощь.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зайцев В.Н. находился на лечении в терапевтическом отделении в палате N в ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по "адрес" с диагнорзом: "данные изъяты"
В силу ст. 101 УИК РФ, порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ N 640 и Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 года утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и содержащимся под стражей.
Согласно п. 4, 13, 77, 112, 121 Порядка, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора (далее - СИЗО), исправительного учреждения (далее - ИУ), в том числе исправительной колонии (далее - ИК), лечебного исправительного учреждения (далее - ЛИУ), воспитательной колонии (далее - ВК), тюрьмы) либо филиалом лечебно-профилактического учреждения.
Во время пребывания в стационаре больной проходит обследование, при котором используются все возможные в условиях медицинской части методы инструментального и лабораторного исследования. При необходимости для консультации привлекаются врачи-специалисты лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений УИС, а также лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Все помещения больницы размещаются и содержатся в соответствии с государственными санитарными правилами и нормативами для лечебно-профилактических учреждений.
Питание больных организуется в соответствии с нормами питания и с учетом требований диетологии.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральнымзаконом.
Разрешая гражданско-правовой спор суд первой инстанции исходил из степени доказанности юридически значимых обстоятельств каждой из сторон.
Частью 1 ст. 99 УИК РФ предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, ... в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
На основе анализа представленных сторонами доказательств, приведенных в мотивировочной части судебного решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в период пребывания в лечебном учреждении Зайцев В.Н. находился в палате N терапевтического отделения ФКУ ЛИУ-10 ГУФСИН России по "адрес" площадью 30,3 кв.м., на 6 койко-мест., т.е. при соблюдении нормы жилой площади на человека.
Площадь терапевтического отделения ЛИУ-10 составляет 521 кв.м., в том числе, жилая площадь 213 кв.м., в отделении имеется 10 больничных палат, 40 спальных мест.
Наличие и количество туалетов в здании учреждения соответствует требованиям СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N)".
Судом установлено, что находясь на лечении и обследовании в ФКУ ЛИУ-10, Зайцев В.Н. получал питание в соответствии с требованиями приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний".
Доказательств того, что во время пребывания истца в медучреждении, нарушалось его право как больного, нуждающегося в специальной диете, в деле нет.
В период оказания медицинской помощи в ФКУ ЛИУ-10 Зайцеву В.Н. назначались лекарственные препараты в соответствие с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ Nн "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при артериальной гипертензии (гипертонической болезни).
Приказом Министерства здравоохранения РФ NН от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при первичной артериальной гипертензии (гипертонической болезни), определен перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз. Средняя суточная доза лекарственного препарата под наименованием "Клонидин" (клофелин) составляет 0,075 мг, средняя курсовая доза составляет 0,75 мг.
Из листа назначения психотропных и сильнодействующих препаратов медицинской карты стационарного больного N следует, что Зайцеву В.Н. к применению был назначен препарат " "данные изъяты"": с ДД.ММ.ГГГГ - 1 раз в день дозировкой 0,00015 мг; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 раз в день разовой дозой 0,00015 мг; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 раза в день разовой дозой 0,00015 мг., что находится в пределах норм установленных приведенным выше приказом Министерства Здравоохранения РФ NН от ДД.ММ.ГГГГ. Утверждение же апеллянта о возникновении лекарственной зависимости бездоказательно.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что наличие в процедурном кабинете ФКУ ЛИУ-10 камеры видеонаблюдения не противоречит требованиям Закона и не нарушает прав истца.
В соответствии с ч.1 ст. 83 УИК РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях", утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, надзор в колонии направлен на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан.
В силу вышеизложенного довода апеллянта о нарушении его прав наличием в процедурном кабинете камеры наблюдения подлежит отклонению, поскольку ограничение конституционных прав истца является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля, обеспечивающего личную безопасность осужденного и персонала учреждения, позволяет снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных, повысить эффективность постоянного надзора за ними, а потому не может рассматриваться как нарушение или ограничение прав истца.
Недоказанность оснований, предусмотренных ст. 151 ГК РФ исключает возможность удовлетворения иска о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют, поскольку не опровергают ни выводов суда, ни установленных судом обстоятельств, не содержат оснований, с которыми ст. 330 ГПК РФ связывает отмену (изменение) решения суда в апелляционном порядке.
Бездоказательность доводов апелляционной жалобы исключает возможность ее удовлетворения. Ходатайство же апеллянта, об истребовании у прокурора материалов прокурорской проверки по обращениям истца, судебная коллегия отклонила, поскольку такое ходатайство истец не заявлял в суде первой инстанции, а материалы прокурорских проверок не являлись предметом оценки суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по доводам апелляционной жалобы оставить без изменений, апелляционную жалобу Зайцева В. Н., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Барейша И.В.
Докладчик: Плужников Н.П. Дело N
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
/Резолютивная часть
/
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Власкиной Е.С.,
Судей: Плужникова Н.П., Дмитриевой Л.А.,
При секретаре: Н.О.С.,
С участием прокурора Довыденко Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске ДД.ММ.ГГГГ дело по апелляционной жалобе Зайцева В. Н. на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Зайцева В. Н. отказать.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Плужникова Н.П., пояснения представителей ответчиков ФКУ ЛИУ-10 - Ведюшкиной Е.А., ФСИН России - Ложковой Е.А., представителя третьего лица ФКУЗ МСЧ-54 ФСИН России - Городецкой С.В., выразивших согласие с решением суда, заключение прокурора Довыденко Н.П., полагавшей, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по доводам апелляционной жалобы оставить без изменений, апелляционную жалобу Зайцева В. Н., без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.