Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Галиной В.А.
судей Кошелевой А.П., Петруниной И.Н.
при секретаре Гулевской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Альчикова А.В. на решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 28 апреля 2016 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Альчикова А.А. к ГУФСИН России по Новосибирской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 ноября 2015 года N об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения Альчикова А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика ГУФСИН России по НСО Репную В.С., не согласившуюся с апелляционной жалобой, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альчиков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Новосибирской области, в котором просил признать незаконным решение комиссии ГУФСИН России по НСО по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 ноября 2015 года N об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
В обоснование требований указано, что административный истец является действующим сотрудником уголовно-исполнительной системы, служит в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Новосибирской области в должности младшего инспектора отдела охраны, имеет общий трудовой стаж, включая службу в ВВС, более 24 лет. Собственного жилья не имеет, а в доме своих родителей лишь состоит на регистрационном учете, что не порождает никаких юридических последствий.
2 августа 2014 года Альчиков А.В. представил в ГУФСИН России по Новосибирской области пакет необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной выплаты, гарантированной ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ. Решением комиссии от 30 ноября 2015 года N ГУФСИН России по Новосибирской области истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты. С указанным решением административный истец не согласен, поскольку оно не основано на нормах действующего гражданского и жилищного законодательства, им представлены все предусмотренные законом документы. Вывод комиссии об обеспеченности административного истца общей площадью жилого помещения более 15 кв.м. не соответствует фактическим обстоятельствам.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 28 апреля 2016 года административное исковое заявление Альчикова А.В. оставлено без удовлетворения.
С решением суда не согласился Альчиков А.В., в апелляционной жалобе просит данное решение отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апеллянт ссылается на несогласие с выводом суда первой инстанции об обеспеченности истца жилым помещением общей площадью не менее 15 кв.м. как несоответствующим действительности, поскольку жилое помещение, в котором истец состоит на регистрационном учете, принадлежит его отцу - Альчикову Василию Петровичу и каких-либо прав на это жилое помещение у истца нет. Апеллянт указывает, что его регистрация по месту жительства носит вынужденный характер в связи с работой на постоянной основе в городе Куйбышеве, однако жилой дом, принадлежащий его отцу, не является преимущественным местом его проживания, в связи с чем, он вынужден снимать квартиру в городе Куйбышеве. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции оставлен без внимания тот факт, что регистрация лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника. Наличие регистрации является лишь одним из доказательств, которое подлежит оценке наряду с другими доказательствами по делу.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая Альчикову А.В. в удовлетворении административного иска суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" у административного истца не возникло в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв. м. Следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Законом о социальных гарантиях - ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Часть 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях называет членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие Закона о социальных гарантиях, если иное не установлено его отдельными положениями, супругу (супруга), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником (пункт 1), супругу (супруга), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти) (пункт 2), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункт 3), лиц, находящихся (находившихся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающих (получавших) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иных лиц, признанных иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 4).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 ( далее Порядок).
На основании пункта 4 Порядка, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указано в п.5 Порядка в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы.
В силу положений п.7 Порядка на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Право сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, закреплено частью 1 статьи 4 Закона о социальных гарантиях. При этом реализация данного права поставлена федеральным законодателем в зависимость от условий, перечисленных в части 3 указанной статьи.
Анализ положений пункта 2 части 3 статьи 4 и пунктов 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях в их совокупности не дает оснований считать, что под членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или под членом семьи собственника жилого помещения законодатель понимает исключительно члена семьи лица, поименованного в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона о социальных гарантиях.
Из содержания Закона о социальных гарантиях следует однозначный вывод о том, что как понятие "член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма", так и понятие "член семьи собственника жилого помещения" он не раскрывает.
Регламентируя во исполнение части 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, Правительство Российской Федерации вправе было установить, что при решении вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник сообщает о лицах, членом семьи которых он является в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Правил), а также что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Названные нормы закона, отсылающие к положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, которые определяют понятия члена семьи собственника жилого помещения и члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, каким-либо правовым нормам большей юридической силы, включая статью 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не противоречат (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 г. N АПЛ14-613).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Альчиков А.В., претендуя на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на момент рассмотрения его заявления о принятии на учет зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении по адресу: "адрес", общей площадью 69,2 кв. м., собственником которого является его отец - Альчиков В.П. В указанном жилом помещении по месту жительства также зарегистрированы отец и мать заявителя.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, Альчиков А.В. является членом семьи собственника жилого помещения, при этом обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
В заседании суда первой инстанции Альчиков А.В. подтвердил, что преимущественно проживает совместно с отцом по адресу: г "адрес" Доказательств того, что Альчиков А.В. не проживает совместно со своими родителями, в частности, что он был зарегистрирован по месту пребывания по иному адресу, в материалы дела не представлено. Судебные извещения были получены Альчиковым А.В. также по месту его регистрации им лично.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что у Альчикова А.В. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, и потому оснований для признания незаконным оспариваемого решения комиссии не имеется.
Кроме того, судебная коллегия исходит также из того, что иные основания отказа в постановке на учет, изложенные в оспариваемом решении, также основаны на законе: к заявлению не приложены копии финансовых лицевых счетов со всех мест жительства сотрудника и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления (нарушение п.п.3 п.5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих с ним членов его семьи жилых помещений (нарушение п.п.и п.5 Правил), представленные ксерокопии документов не заверены в установленном законом порядке ( п.6 Правил).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы опровергаются имеющимися в деле доказательствами, административным истцом не подтверждены, и потому приняты быть не могут.
В связи с изложенным, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного решения судебной коллегией не установлено. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда, по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Альчикова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.