Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Галиной В.А.
Судей Кошелевой А.П., Петруниной И.Н.
при секретаре Гулевской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Журавлевой Е.Ю. на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 18 мая 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Журавлевой Е.Ю. к Администрации Советского района г. Новосибирска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения Журавлевой Е.Ю., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Администрации Советского района города Новосибирска -Бариновой Ю.Д., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на неё от административного ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавлева Е.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Советского района г. Новосибирска о признании незаконным решения N Координационного Совета по социальной поддержке населения администрации Советского района города Новосибирска от 24 февраля 2016 года
В обоснование поданного административного искового заявления указано, что с 31 августа 2015 года по 31 августа 2016 года семья административного истца признана малоимущей. Административный истец обратилась в Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района г. Новосибирска с заявлением об оказании материальной помощи (денежных средств на питание), однако из уведомления N от 29 февраля 2016 года N она узнала, что решением Координационного совета по социальной поддержке населения администрации Советского района от 24 февраля 2016 года N её семье отказано в социальной помощи. Данное решение нарушает право административного истца на социальную помощь.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась административный истец.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Советского районного суда г. Новосибирска от 18 мая 2016 года и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что основанием для обращения с заявлением о предоставлении помощи явилось признание семьи административного истца малоимущей по 31 августа 2016 года, в связи с чем, на основании ФЗ N 178-ФЗ семья истца имеет право на получение социальной помощи.
Порядок оказания социальной помощи гражданам, проживающим на территории города Новосибирска, установлен Постановлением мэрии города Новосибирска от 08 июня 2012 года N5444 "Об утверждении порядка оказания социальной помощи жителям города Новосибирска". Согласно указанному Порядку семья административного истца имеет право на получение помощи на основании абзаца 6 п.1.1.
Однако суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, руководствовался абзацем 7 п.1.1 постановления мэрии города Новосибирска от 08 июня 2012 года N5444, который предусматривает предоставление помощи иной категории граждан. Более того, суд первой инстанции при вынесении решения сослался на последний абзац п.2.6 Постановления мэрии города Новосибирска от 08 июня 2012 года N5444, который был введен с 26 февраля 2016 года, то есть уже после вынесения обжалуемого решения.
Апеллянт указывает, что вывод суда о том, что трудоспособные члены семьи не предпринимают мер по трудоустройству, безоснователен. Муж административного истца с 17 мая 2011 года зарегистрирован в качестве безработного в службе занятости населения города Новосибирска. Однако, в связи с имеющимися у него ограничениями по состоянию здоровья, направления на работу ему ни разу не выдавались.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.02.2016 г. Журавлева Е.Ю. обратилась в МБУ "КЦСОН" Советского района г. Новосибирска с заявлением об оказании ей (её семье) социальной помощи на питание семьи и перечислении данной помощи на лицевой счет.
Уведомлением N 2 от 29.02.2016 МБУ "КЦСОН" Советского района до сведения Журавлевой Е.Ю. доведено, что решением Координационного совета по социальной поддержке населения администрации Советского района от 24.02.2016 N в адресной социальной помощи отказано по причине того, что трудная жизненная ситуация, с которой семья, являющаяся полной, не смогла бы справиться собственными силами, не установлена. Мужу, который находится в поисках работы с 2011 года, рекомендовано трудоустройство.
На основании пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
В силу положений ст. 2 ФЗ N 178-ФЗ, законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ N 178-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
На основании ст. 12 ФЗ N 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Законом Новосибирской области от 05.12.1995 года N 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области" урегулированы отношения в сфере оказания социальной помощи на территории Новосибирской области малоимущим семьям, малоимущим гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
социальная помощь - предоставление, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) и (или) помощи в виде денежных средств;
граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - граждане, оказавшиеся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в том числе в случае: утраты жизненно необходимого имущества в результате пожара, стихийного бедствия или иных обстоятельств; причинения вреда в результате техногенных аварий и катастроф; необходимости оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских услуг и видов лечения при заболеваниях и увечьях; необходимости сопровождения больного к месту лечения и обратно, а также необходимости оплаты за проживание в период лечения; необходимости обеспечения пожаробезопасности жилья;
малоимущие семьи и малоимущие граждане - семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, на день обращения за социальной помощью.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 15.07.2013 N 6655 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по оказанию социальной помощи, который устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по оказанию социальной помощи (далее - муниципальная услуга).
В силу п.1.3 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется в виде денежных выплат гражданам, проживающим на территории города Новосибирска и находящимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество) (далее - заявитель), в том числе:
гражданам, имеющим детей (далее - семья с детьми), на технические средства реабилитации для детей, не оплачиваемые через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС);
гражданам, пострадавшим в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации (на приобретение предметов первой необходимости);
одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны и одиноко проживающим супружеским парам, в которых один из супругов является ветераном Великой Отечественной войны (если размер социальной помощи превышает десятикратную величину прожиточного минимума, установленного на территории Новосибирской области на день обращения за назначением социальной помощи);
прочим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации:
на ремонт ветхого жилья, систем печного отопления и электропроводки в домах проживания граждан;
на лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области, и другие цели (если размер социальной помощи превышает десятикратную величину прожиточного минимума, установленного на территории Новосибирской области на день обращения за назначением социальной помощи).
В силу п.2.13 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
установление факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи и доходах (в случае представления сведений о составе семьи и доходах);
установление факта расходования заявителем ранее выделенной социальной помощи не по назначению;
представление документов, подтверждающих фактические расходы заявителя, со сроком давности более одного года на день обращения;
отсутствие факта проживания по адресу, по которому произошла утрата (порча) имущества в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 08.06.2012 года N 5444 утвержден Порядок оказания социальной помощи жителям города Новосибирска, который регулирует процедуру предоставления социальной помощи гражданам, проживающим на территории города Новосибирска и находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе ( п.1.1 в редакции до внесения изменений Постановлением мэрии г. Новосибирска от 24.02.2016 N 630):
гражданам, имеющим детей (далее - семьи с детьми) (к началу учебного года, на технические средства реабилитации для детей, не оплачиваемые через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС);
гражданам в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - выпускники детского дома) (на ремонт закрепленного за ними жилья);
одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны и одиноко проживающим супружеским парам, в которых один из супругов является ветераном Великой Отечественной войны;
гражданам, пострадавшим в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации (на приобретение предметов первой необходимости);
прочим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (на лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области, на приобретение и доставку угля, на ремонт ветхого жилья, систем печного отопления и электропроводки в домах проживания граждан, на оплату стоимости установки приборов учета электрической энергии, тепловой энергии, горячей и холодной воды и другие цели).
Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В силу п.1.2 Порядка социальная помощь оказывается мэрией города Новосибирска (далее - мэрия). Прием заявлений об оказании социальной помощи и документов осуществляется структурным подразделением департамента по социальной политике мэрии (далее - департамент) - управлением социальной поддержки населения мэрии (далее - управление), администрациями районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - администрация), муниципальными бюджетными учреждениями города Новосибирска "Комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - МБУ КЦСОН), государственным автономным учреждением Новосибирской области "Многофункциональный центр организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области" (далее - ГАУ "МФЦ").
Выплата социальной помощи осуществляется департаментом и МБУ КЦСОН.
На основании п.1.3 Порядка социальная помощь оказывается за счет средств бюджета города в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи и является адресной.
Социальная помощь в виде денежных выплат оказывается путем перечисления на счета граждан либо выдается по месту жительства (месту пребывания) граждан в кассах МБУ КЦСОН.
В соответствии с п. 2.2. Порядка для назначения социальной помощи прочим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, заявитель представляет:
документы о доходах всех членов семьи за последние три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
копии документов, подтверждающих трудную жизненную ситуацию (справки, сметы, чеки, квитанции, счета и другие документы).
Как следует из содержания п.2.6 Порядка основаниями для отказа в назначении социальной помощи являются:
установление факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи и доходах (в случае представления сведений о составе семьи и доходах);
установление факта расходования гражданином ранее выделенной социальной помощи не по назначению;
представление документов, подтверждающих фактические расходы заявителя сроком давности более одного года на день обращения;
отсутствие факта проживания по адресу, по которому произошла утрата (порча) имущества в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации.
Порядок назначения и выплаты социальной помощи в МБУ КЦСОН установлен п. 3.2 Порядка.
Как верно установлено судом первой инстанции административным истцом при обращении за социальной помощью в виде денежной выплаты на питание не было предоставлено документов, подтверждающих нахождение её семьи в трудной жизненной ситуации, с которой семья не может справиться самостоятельно.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Журавлева Е.Ю. проживает вместе с мужем Журавлевым А.А., "данные изъяты" и двумя детьми. В подтверждение нахождения в трудной жизненной ситуации ею были предоставлены справка о доходах Журавлевой Е.Ю., справка о регистрации Журавлева А.А. в качестве безработного, справка о выплаченных пособиях на ребенка. Иных документов представлено не было.
Муж истца зарегистрирован в качестве безработного с 17.05.2011 года, он не признан инвалидом, следовательно, является трудоспособным, однако самостоятельно мер к трудоустройству с 2011 года не принимал. Службой занятости направления на работу ему не выдавались в связи с предоставлением им в службу занятости справок врачебной комиссии об имеющихся ограничениях в трудовой деятельности.
В связи с этим, судом первой инстанции обстоятельства, на которые ссылалась Журавлева Е.Ю. в заявлении об оказании её семье адресной помощи - доход на члена семьи ниже прожиточного минимума, обоснованно не были признаны обстоятельством, нарушающим жизнедеятельность гражданина, трудной жизненной ситуацией.
Доводы апелляционной жалобы о том, что помощь должна быть оказана в связи с тем, что семья истца является малоимущей, не могут быть приняты.
Действующим на момент обращения административного истца с заявлением Порядком, утвержденным Постановлением мэрии г. Новосибирска 08.06.2012 года N 5444, круг лиц, которым предоставляется социальная помощь, был установлен в п.1.1, среди которых категория малоимущих, а также лиц, среднедушевой доход семьи которых ниже прожиточного минимума, отсутствовали.
После обращения Журавлевой Е.Ю. с заявлением и принятия решения об отказе в предоставлении социальной помощи в п.1.1 Порядка Постановлением мэрии г. Новосибирска от 24.02.2016 N 630, опубликованным в "Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска", N 7 25.02.2016, внесены изменения, в частности, дополнены категории граждан, которым предоставляется социальная помощь, семьями, имеющими среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Новосибирской области; семьями, имеющими несовершеннолетних детей, где единственный родитель или оба родителя являются пенсионерами по старости или инвалидами I или II группы; многодетными семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации; неполными семьями, имеющими детей-инвалидов в возрасте до 18 лет включительно (за исключением семей, где дети-инвалиды признаны полностью дееспособными в соответствии с законодательством); одиноко проживающими инвалидами I, II, III группы (на улучшение качества жизни путем удовлетворения потребности в питании).
Указание в действующем на момент обращения административного истца п.1.1 на малообеспеченность применительно к понятию трудной жизненной ситуации, также не свидетельствует о наличии права административного истца на момент обращения с заявлением на получение социальной помощи в случае, если семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, поскольку в рассматриваемом деле установлено, что малообеспеченность семьи истца может быть преодолена ею самостоятельно, в том числе за счет трудоустройства супруга.
Доводы апелляционной жалобы о применении судом первой инстанции норм Порядка, которые были введены в действие после принятия оспариваемого решения, на правильность выводов суда первой инстанции не повлияли, следовательно, на основании ч.5 ст. 310 КАС РФ, это не может являться основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Основание отказа в предоставлении социальной помощи семье административного истца, изложенное в оспариваемом решении, соответствует закону, поскольку оно мотивировано отсутствием у административного истца права на получение социальной помощи, в связи с тем, что она и её семья на момент обращения и принятия оспариваемого решения не относились к категории граждан, указанных в п.1.1 действующего на тот момент Порядка, то есть не находились в трудной жизненной ситуации, с которой они не могут справиться самостоятельно.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы опровергаются имеющимися в деле доказательствами, основаны на неверном понимании норм материального права, и потому приняты быть не могут.
В связи с изложенным, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного решения судебной коллегией не установлено. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения суда, по настоящему делу не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Новосибирска от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлевой Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.