Судья Новосибирского областного суда Кошелева А.П., при секретаре Мальцевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Автоскан-Сибирь" на решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 18 марта 2016 г., которым оставлено без изменения постановление о привлечении ООО "Автоскан-Сибирь" к административной ответственности,
Заслушав защитника ООО "Автоскан-Сибирь", должностное лицо, вынесшее постановление,
установил:
постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области N от 14.10.2015 ООО "Автоскан-Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения.
В постановлении указано, что 02.10.2015 в ходе проведения внеплановой документарной проверки выявлен факт несоблюдения ООО "Автоскан-Сибирь" требований ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч.1 ст. 9 ФЗ N 246-ФЗ. Компания зарегистрирована в 2011 году, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда в ходе проверки не представлены, к специальной оценке условий труда приступили только 10.08.2015, копия договора с организацией, приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, график выполнения работ не представлены.
Действия ООО "Автоскан-Сибирь" квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, ООО "Автоскан-Сибирь" подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "Автоскан-Сибирь" обратилось с жалобой в суд, в которой указало на незаконность и необоснованность вынесенного постановления.
Судьей районного суда постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось ООО "Автоскан-Сибирь".
В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена просьба об отмене постановленных в отношении ООО "Автоскан-Сибирь" решений.
В обоснование жалобы указано на отсутствие правовых оснований для проведения внеплановой проверки общества, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По мнению заявителя не установлена дата совершения административного правонарушения, что не позволяет достоверно установить соблюдение срока привлечения общества к административной ответственности.
Кроме того, заявитель полагает, что в настоящем случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку общество приступило к проведению специальной оценки условий труда до проведения проверки.
Жалоба подана в установленный законом срок, препятствий к рассмотрению жалобы не усматривается.
Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Аналогичные положения закреплены в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившего в силу с 01.01.2014.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона (внеплановой специальной оценки условий труда).
В соответствии со ст. 4 ФЗ N 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;
В силу положений ст. 8 ФЗ N 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
На основании статьи 9 ФЗ N 426-ФЗ, для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.
В силу положений ст. 15 ФЗ N 256-ФЗ, документом, оформляющим результаты проведения специальной оценки условий труда является отчет о ее проведении.
Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение предусмотрена ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя руководителя ГИТ Новосибирской области от 07.09.2015 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Автоскан-Сибирь", в ходе которой у общества затребованы материалы аттестации рабочих мест, специальной оценки условия труда.
В ходе проверки установлено, что ООО "Автоскан-Сибирь" образовано в 2011 году. При этом в соответствии с действующим до 01.01.2014 законодательством, аттестация рабочих мест не проводилась, равно как и специальная оценка условий труда после 01.01.2014. При проведении проверки затребованные ГИТ в НСО документы представлены не были.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия (бездействие) ООО "Автоскан-Сибирь" образуют состав административного правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина ООО "Автоскан-Сибирь" в нарушении требований законодательства обязывающих работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законом, нашла полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлена на основании исследованных судьей доказательств.
Полагаю, что выводы судьи районного суда являются законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам.
Так вина общества в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении;
- актом проверки от 02.10.2015;
- запросом на истребование документов от 10.09.2015 и ответом на него законного представителя общества от 25.09.2015, и другими доказательствами, которые отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности.
Доводы жалобы ООО "Автоскан-Сибирь" о нарушении требовании ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в части наличия основания для проведения внеплановой проверки и необходимости её согласования с прокуратурой, подлежат отклонению.
Согласно ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
В силу ст. 356 ТК РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в том числе:
осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
Согласно ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.
В соответствии со ст. 10 ФЗ N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан.
Из запроса ГИТ в НСО от 10.09.2015, приобщенных в судебном заседании документов следует, что основанием для проведения внеплановой документарной проверки явилось обращение работника ООО "Автоскан-Сибирь" о нарушении трудовых прав в части ненадлежащих условий труда на рабочем месте, не проведения специальной оценки условий труда в организации. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника, его здоровье (статья 3 ФЗ N 426-ФЗ).
Таким образом, доводы жалобы о несоблюдении должностными лицами ГИТ Новосибирской области требований законодательства при установлении наличия оснований для проведения внеплановой проверки, не могут быть признаны обоснованными. Согласования проведения документарной внеплановой проверки по обращению гражданина с органами прокуратуры ФЗ N 294-ФЗ не предусмотрено. Проверка проведена по заявленному в обращении работника предмету - не проведение специальной оценки условий труда.
Доводы жалобы в части установления даты совершения административного правонарушения, основаны на неверном понимании норм действующего законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Правонарушение заключается в не проведении специальной оценки условий труда, нарушении порядка её проведения, установленного законом (ст.8,9 ФЗ N 426-ФЗ), в связи с чем датой совершения правонарушения является дата его обнаружения.
Не подтверждены и доводы жалобы о несоответствии протокола об административном правонарушении требованиям ст. 28.2 ч.2 КоАП РФ. Так в протоколе указаны обстоятельства вмененного обществу правонарушения о том, что обществом при проведении проверки не представлены материалы по аттестации рабочих мест по условиям труда, к специальной оценке условий труда общество приступило лишь 10.08.2015, в то время как создано в 2011 году. Не представлены копия договора с организацией, приказ о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, график выполнения работ. Указанные обстоятельства являются нарушением порядка проведения специальной оценки условий труда, ст. 212 ТК РФ, ст. 9 ФЗ N 246-ФЗ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, также подлежат отклонению.
Представленные обществом документы не свидетельствуют о своевременно проведенной специальной оценке условий труда, общество приступило к проведению специальной оценки условий труда с нарушением установленных законом сроков, нарушив при этом порядок проведения такой оценки. Доказательств завершения проведения специальной оценки условий труда, предусмотренных законом - отчет о проведении специальной оценки условий труда по утвержденной форме, на момент привлечения к административной ответственности общество не представило. Кроме того, в ходе проверки выявлен факт несоблюдения требований ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", указанный в протоколе об административном правонарушении, что свидетельствует о нарушении порядка проведения специальной оценки труда.
В целом, доводы жалобы направлены на повторное изложение позиции заявителя, основанной на иной оценке исследованных судьей доказательств, к чему оснований не усматривается. Судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения судьи, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы судьи, оснований считать такие выводы неправильными не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления и судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 18 марта 2016 г. и постановление по делу об административном правонарушении от 14.10.2015 года, предусмотренном ст. 5.27.1 ч.2 КоАП РФ в отношении ООО "Автоскан-Сибирь", оставить без изменения, жалобу ООО "Автоскан-Сибирь" - без удовлетворения.
Судья А.П. Кошелева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.