Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре В. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации Новосибирского района Новосибирской области Литвиновой В.Н. на решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 31 мая 2016 года, которым постановление государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску от 11 марта 2016 в отношении Администрации о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ изменено в части назначенного наказания.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Федотову О.В., должностное лицо, вынесшее постановление АнохинаМ.В., судья
установил:
постановлением государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску от 11 марта 2016 года Администрация Новосибирского района Новосибирской области признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с постановлением, представитель Администрации обратился с жалобой в Новосибирский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 31 мая 2016 года постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания до 150000 рублей.
В жалобе, поданной Администрацией Новосибирского района Новосибирской области в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд изложена просьба об отмене решения суда.
В обоснование жалобы указано, что в вину Администрации вменяется наличие снежного наката с образованием колейности на проезжей части Толмачевского шоссе, от границы г. Новосибирска до ул. Центральная с. Толмачево Новосибирской области. Распоряжением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N92-рп "Об оформлении прав на автомобильные дороги общего пользования местного значения и дорожные сооружения на них в Новосибирской области" автомобильная дорога "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 6,150 км внесена в перечень бесхозяйных автомобильных дорог. Администрацией Новосибирского района Новосибирской области оформлен в муниципальную собственность участок автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м, проходящий по ул. Толмачевское шоссе от границы г. Новосибирска, право зарегистрировано 23.05.2014. кроме того, решением 44-й сессии Совета депутатов Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 28.08.2014 N184 откорректирован Генеральный план территории Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, согласно которому вышеуказанный участок автомобильной дороги вошел в границы населенного пункта Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В период с 01.01.2011г. по 30.06.2013г. участок автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 6,150 км обслуживался ОАО "Новосибиравтодор" по контракту от 23.12.2010 N1/563, заключенного с ГБУ НСО "Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области".
Содержание участка автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м, находящейся в собственности Администрации Новосибирского района Новосибирской области, осуществляется в рамках муниципального контракта от 13.07.2015 N за счет средств областного бюджета. Также за счет средств областного бюджета осуществляется ремонт автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" при софинансировании бюджета Толмачевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Т.о. содержание и ремонт автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" осуществлялось за счет средств областного бюджета Новосибирской области и подлежит передаче в собственность Новосибирской области для включения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, что также установлено и решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 05.06.2015.
Участок автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" проходит по территории г.Новосибирска, Новосибирского района Новосибирской области, пос. Толмачево и г.Оби.
Заявитель также считает, что актами, имеющимися в материалах дела, не подтверждено, что именно принадлежащий Администрации Новосибирского района Новосибирской области участок автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м имеет недостатки такие как снежный накат, колейность. Данные акты не имеют привязки к местности.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 названного закона содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 17 названного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N221 утверждены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения - ГОСТ Р 50597-93. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно пункту 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог, городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляет не более 6 часов. При этом пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлено, что нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.02.2016 года в 12 часов 10 минут на проезжей части Толмачевского шоссе, от границы г. Новосибирска до ул. Центральная с. Толмачево Новосибирской области выявлено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно, на проезжей части имеется снежный накат в виде уплотнения снега и льда с образованием колейности, чем нарушены пункт 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Постанавливая решение, судья районного суда пришел к выводу, что действия (бездействие) Администрации Новосибирского района Новосибирской области правильно квалифицированы должностным лицом в соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья исходил из того, что вина Администрации Новосибирского района Новосибирской области в части несоблюдения требований закона по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог нашла полное подтверждение в ходе судебного разбирательства и установлена на основании исследованных судьей доказательств.
С выводом судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В ходе производства по делу должностным лицом и судьей не были учтены следующие, значимые для привлечения лица к административной ответственности, обстоятельства.
В рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 1.5, 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно представленным в материалах дела доказательствам, вина Администрации Новосибирского района Новосибирской области в совершении правонарушения достоверно не установлена.
Согласно Распоряжению Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N92-рп "Об оформлении прав на автомобильные дороги общего пользования местного значения и дорожные сооружения на них в Новосибирской области" автомобильная дорога "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 6,150 км внесена в перечень бесхозяйных автомобильных дорог.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2014 г. участок автомобильной дороги "Новосибирск - с. Толмачево - г. Обь" протяженностью 451 м, проходящей по ул. Толмачевского шоссе, от границы г. Новосибирска до ул. Центральная с. Толмачево Новосибирской области оформлен в муниципальную собственность администрацией Новосибирского района Новосибирской области.
Содержание участка автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м, находящейся в собственности Администрации Новосибирского района Новосибирской области, осуществляется в рамках муниципального контракта от 13.07.2015 N за счет средств областного бюджета.
Согласно актам выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 19.02.2016 N433, от 24.02.2016 N473, от 25.02.2016 N484, от 26.02.2016 N492, на участке от мкр. "Пригородный простор" до ул. Центральная с. Толмачево выявлены колейность (осевой, боковой), накаты (снежные).
Исходя из представленного в материалы дела акта от 26.02.2016 невозможно определить, что именно принадлежащий Администрации Новосибирского района Новосибирской области участок автомобильной дороги "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м, имеет недостатки, влияющие на безопасность дорожного движения, такие как снежный накат, колейность. Указанный акт не имеет привязки к местности, позволяющей определить точное местонахождение данной коллейности.
Кроме того в акте не описаны недостатки, отсутствуют размеры накатов ( осевого, бокового) - длина, глубина, ширина, не указаны средства измерения.
Распоряжением от 14 апреля 2010 г. N 296-р Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ утвержден отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации (для опытного применения)" одм 218.8.002-2010.
Документ разработан на основании действующих и обязательных к применению для содержания автомобильных дорог в зимний период нормативных актов. Данные рекомендации разработаны в качестве дополнений к основным действующим документам по зимнему содержанию автомобильных дорог России (ОДМ 218.5.001-2008, ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", ОДМ 218.5.006-2008) в части использования специализированных метеорологических данных при защите дорог от снега и борьбы с зимней скользкостью.
В соответствии с п. "б" раздела 3 ОДМ, зимнее содержание автомобильных дорог - комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения транспорта на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов и лавин, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости и наледей.
Из п. "в" раздела 3 ОДМ следует, что под зимней скользкостью понимается снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожных покрытий, приводящие к снижению сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия.
Пунктом "т" раздела 3 ОДМ дано определение понятия владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. "г" раздела 4 ОДМ транспортно-эксплуатационное состояние федеральных автомобильных дорог в зимних условиях должно удовлетворять нормам, установленным ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Классификация дефектов автомобильных дорог приведена в п. "б" раздела 5, согласно которому при эксплуатации автомобильных дорог в период снегопада, метелей и других неблагоприятных метеорологических условиях на автомобильных дорогах в зимнее время могут образовываться различные дефекты на покрытии, препятствующие обеспечению безопасного дорожного движения и комфортных потребительских свойств дороги. Типичные дефекты, возникающие на дороге в зимний период, приведены в таблице 1. В таблице 1 снежный накат определен как слой снега, уплотненный колесами проходящего автотранспорта.
Из п. "в" раздела 5 ОДМ следует, что эксплуатационное состояние конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, обеспечиваемое выполнением мероприятий, предусмотренных проектом по организации работ зимнего содержания дороги, должно удовлетворять требованиям ГОСТ 50597-93 при любых метеорологических условиях.
С этой целью в зимний период дорожно-эксплуатационная служба проводит необходимые работы в соответствии с действующей классификацией, периодичность которых установлена Приказом Минтранса РФ от 01.11.2007 N 157 "Периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них" и в зависимости от региональных метеорологических условий и интенсивности движения.
В соответствии с п. "г" основными показателями состояния зимнего содержания автомобильных дорог являются, в том числе
- толщина и расположение уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; ...
В п. "и" раздела 5 указаны предельно допустимые нормы показателей состояния дороги в зимний период, которые приведены в таблице 1. Данные нормы зависят от условий движения, дороги подразделяются на автодороги с регулярным автобусным движением и дороги с допускаемым перерывом движения (сезонные).
Анализ, установленных по делу обстоятельств, свидетельствует об отсутствии в материалах дела бесспорных доказательств о наличии снежного наката в виде уплотнения снега и льда с образованием колейности на участке дороги, "Новосибирск-Толмачево-г.Обь" протяженностью 451 м, принадлежащей на праве собственности Администрации Новосибирского района НСО.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении и постановлением, администрации Новосибирского района вменяется в вину только обстоятельства, выявленные 26.02.2016, отраженные в акте N 492.
В акте N 492 от 26.02.2016 накат, с учетом условий движения на автодороге, не описан. К материалам дела не приложены справки об условиях движения, параметры, свидетельствующие о нарушении норм - не приведены. Схемы места расположения дефектов материалы дела не содержат.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о недоказанности совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Администрацией Новосибирского района Новосибирской области.
Таким образом, прихожу к выводу, что постановление должностного лица и решение судьи в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, составляет два месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Администрации Новосибирского района Новосибирской области к административной ответственности, имели место 26.02.2016. Таким образом, последний день срока привлечения Администрации к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приходится на 26.04.2016.
При таких обстоятельствах за пределами срока давности привлечения Администрации Новосибирского района Новосибирской области к административной ответственности, разрешение вопросов его виновности в совершении административного правонарушения является недопустимым.
По изложенным выше основаниям, считаю необходимым постановление должностного лица и решение судьи в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по делу об административном правонарушении - прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление государственного инспектора ДН ОГИБДД УМВД России по г. Новосибирску от 11 марта 2016 и решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 31 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Новосибирского района Новосибирской области отменить.
Производство по настоящему делу прекратить за истечением срока привлечения к административной ответственности - п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-663-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.