Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Альпари" Сапрыгина В.С. на решение судьи Мошковского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 16 декабря 2015 года о привлечении ООО "Альпари" к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения.
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 16 декабря 2015 по делу об административном ООО "Альпари" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Альпари" обратилось с жалобой в Мошковский районный суд Новосибирской области в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба- без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО "Альпари" просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указано, что в постановлении должностного лица неверно указана площадь земельного участка N54:18:030902:360 - 19 861 127 кв.м., при фактической 1386 127 кв.м. Данному обстоятельству судом оценка не дана.
При проведении осмотра, принадлежащего ООО "Альпари" земельного участка допущены грубые процессуальные нарушения: отсутствовал законный представитель - директор ООО "Альпари" Похомова Е.Ю., в то время как в протоколе об административном правонарушении указано, что директор присутствовала.
Кроме того, в протоколе осмотра территории земельных участков от 04.12.2015 г. отсутствует информация о координатах границ осмотренных земельных участков; о применении специального геодезического оборудования для определения границ; о площади и пространственных ориентирах территории, на которой обнаружено "зарастание земельных участков сорными растениями и деревьями". В результате допущены нарушения, которые привели к невозможности определить каким образом установлены границы земельных участков.
Осмотр проводился зимой и в материалах дела не установлено, как определено наличие зарастания земельных участков сорной травой. Также невозможно определить каким способом деревья, растущие на земельном участке, отграничены от лесозащитных насаждений.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, на земельном участке, принадлежащем ООО "Альпари", находятся защитные лесонасаждения (полосы, околки и др.), что не является нарушением земельного законодательства.
Кроме того, в качестве понятых при проведении осмотра присутствовали работники администрации Мошковского района ДАЯ и ПАВ, которые заинтересованы в исходе дела. ДАЯ - начальник управления по развитию сельскохозяйственного производства, рынка сырья и продовольствия администрации Мошковского района. По письму, которое подготовлено ДАЯ, и была проведена проверка должностным лицом. ПАВ является его подчиненным. Границы земельных участков, принадлежащих ООО "Альпари" установлены со слов ДАЯ и ПАВ
Должностные лица в постановлении в качестве доказательства на протокол осмотра от 04.12.2015 не ссылались, упомянутый в постановлении акт обследования не является доказательством, т.к. не предусмотрен законодательством в области регулирования порядка проведения проверок.
В протоколе осмотра отсутствует запись о проведении фотографирования, однако фотографирование произведено в процессе осмотра. В фототаблицах отсутствует указание на пространственные ориентиры места фотографирования.
ООО "Альпари" привлекается к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за неисполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охраны почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земель.
В описании административного правонарушения, которое вменяется в вину указано: "зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, кустарниками и деревьями", что образует состав правонарушения, предусмотренного ст.10.1 КоАП РФ. При этом, обществу вменяется факт неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.8 КоАП РФ.
При установлении наличия состава, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ нельзя не учитывать понятия: "негативное воздействие на окружающую среду", "качество окружающей среды", "эрозия", установленные статьей 1 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также перечень процессов, ухудшающих качественное состояние земель (п.п. 2 п.1 ст.3 Земельного кодекса РФ).
Заявитель считает, что должно быть доказано и учтено наличие факторов, ухудшающих состояние земельного участка, в то время как суд указал, что для наличия в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ не имеет значение наступление последствий.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения (вручения) копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 16.07.1998 г. N101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В статье 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В силу ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.
Административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предусмотрена ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Как следует из материалов дела, 04.12.2015 в ходе проведения осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 54:18:030902:359, 54:18:030902:360 и 54:18:030902:361 выявлены признаки невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. В 2015 году участки не обрабатывались, не использовались для сельскохозяйственной деятельности, покрыты сорными растениями (осот, пырей ползучий, полынь обыкновенная) и деревьями породы береза, возраст которых составляет 6 и более лет.
Разрешая настоящее дело, судья районного суда пришел к выводу о том, что бездействие ООО "Альпари" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.
В ходе производства по делу должностным лицом и судьей не были учтены следующие, значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, обстоятельства.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При исследовании представленных доказательств прихожу к следующему.
Из фототаблицы невозможно определить относимость снимков к земельным участкам, принадлежащим ООО "Альпари", поскольку на описании указан только кадастровый номер участка, место нахожденияуказано как: МО Кубовинский сельсовет Мошковского района Новосибирской области. Данное описание не имеют географической привязки к конкретному месту расположения осмотренных участков.
Аналогичное описание места проведения проверки указано и в протоколе об административном правонарушении, и в акте проверки.
Результаты осмотра, согласно постановлению, отражены в акте обследования территории земельных участков. Однако такого акта в материалах дела не представлено.
В материалах дела имеется протокол осмотра от 04.12.2015 с участием понятых ДАЯ и ПАВ, являющихся работниками управления по развитию сельскохозяйственного производства, рынка сырья и продовольствия администрации Мошковского района, по письму которого и проведена проверка. Указанные лица не могли быть привлечены к участию в деле в качестве понятых.
Т.о. указанный протокол осмотра не может быть принят в качестве доказательства в силу положений ч.3 ст. 26.3 КоАП РФ. Иных доказательств осмотра земельного участка материалы дела не содержат.
Также не были приняты во внимание и не дана оценка такому обстоятельству, как проведение обследования земельных участков в зимнее время, при наличии на участках снежного покрова.
При определении границ земельных участков не указан способ их определения.
В постановлении не дана оценка тому обстоятельству, что на момент регистрации права собственности на земельные участки за ООО "Альпари", на земельных участках имелись лесонасаждения. Не указано каким способом сорные деревья отделены от лесозащитных насаждений. В материалах дела не указан способ определения возраста деревьев.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о недоказанности вины ООО "Альпари" в совершении, вменяемого правонарушения.
По изложенным выше основаниям, постановление должностного лица и решение судьи в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Новосибирской области от 16 декабря 2015 года и решение судьи Мошковского районного суда Новосибирской области от 26 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Альпари" отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и решение.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-762-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.