Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего Петруниной И.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 2 августа 2016 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания" на постановление Ленинского районного суда города Новосибирска от 16 мая 2016 года,
установил:
Постановлением Ленинского районного суда города Новосибирска от 16 мая 2016 года Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитником Общества ставится вопрос об отмене постановления суда и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующему.
Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Таким образом, данная статья является бланкетной, и отсылает к иному нормативно-правовому акту, в котором содержатся соответствующие требования, за нарушение которых наступает административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 37 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Иными словами, техническая, экологическая, противопожарная, санитарная и иные виды безопасности должны быть в наличии, составляя единый комплекс соответствия требованиям безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В силу статьи 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 26 августа 2015 года по 7 сентября 2015 года Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на внутреннем водном транспорте в Обществе с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания". Проверкой установлено, что указанной организации принадлежит самоходный теплоход " "данные изъяты"", на котором отсутствуют водоохранные средства. В соответствии с выданным на судно и действующим на момент проверки Свидетельством о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором от 24 мая 2013 года, на теплоходе сдаче подлежат подсланевые (нефтяные) воды - каждые 13,5 суток; сточные воды - каждые 2,1 суток, сухой мусор - каждые 19 суток. Однако, указанные сроки систематически нарушаются.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФБУ " А.О.Б.В.В.П." от 3 сентября 2015 года N, копией Свидетельства о праве собственности на судно от 12 апреля 2013 года, копией Свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором от 24 мая 2013 года, копиями судовых журналов судна "данные изъяты" ( "данные изъяты" начатого 1 мая 2015 года, оконченного 6 августа 2015 года; "данные изъяты", начатого 7 августа 2015 года, оконченного 8 ноября 2015 года, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания" установлен состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что установленные в Свидетельстве от 24 мая 2013 года сроки являются не обязательными, даты сдачи отходов не определяются судовладельцем, каждое судно имеет цистерны и отходы сдаются по мере заполнения цистерн - основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 года N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов, а также хозяйственно-бытовые и смешанные сточные воды относятся к отходам производства.
Из пункта 3.3.5.3. "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" (утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 года N 16) следует, что если на судне отсутствуют водоохранные средства, указанные в п. 3.3.5.2, сточные воды и нефтесодержащие воды должны накапливаться в сборных цистернах, а сухой мусор и твердые отходы - в специальных емкостях (баках). Срок нахождения сточных вод в сборных цистернах не должен превышать 6 суток при их постепенном наполнении; срок нахождения нефтесодержащих вод не ограничивается. Скапливающиеся загрязнения должны периодически сдаваться в пунктах сбора загрязнений (приемных пунктах) на береговые или плавучие внесудовые водоохранные средства.
Согласно пункту 3.3.5.6. "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" все операции, связанные с передачей на внесудовые водоохранные средства сточных и нефтесодержащих вод, сухого мусора и твердых пищевых отходов, должны фиксироваться в специальном судовом журнале.
Журналом зафиксировано, что сдача подсланевых и сточных вод судну "СС-2" за навигацию в 2015 году осуществлялось 2 раза: 16 июня 2015 года, 6 августа 2015 года.
Аналогичные сведения содержатся в сообщении ФБУ " А.О.Б.В.В.П. от 3 сентября 2015 N.
Следует отметить, что "СанПиН 2.5.2-703-98. 2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Санитарные правила и нормы" регулируется организация по сбору, сдаче отходов, образующихся на судах, при этом, не установлено, что при неполной загрузке цистерн и баков, сроки сдачи отходов продлеваются до момента их заполнения. Санитарными нормами и правилами указано, что сдача производится по мере заполнения емкостей, но в пределах установленных сроков. Кроме того, экипаж в период навигации присутствует на судне постоянно, не зависимо от того находится судно в порту или в автономном плавании.
Иные доводы, изложенные в жалобе, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности - не установлено.
Также отсутствуют основания для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие лица, привлекаемого к административной ответственности с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, суд не находит доводы жалобы убедительными, влекущими отмену вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания" постановления суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Ленинского районного суда города Новосибирска от 16 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирская судоходная компания" - без удовлетворения.
Судья И.Н.Петрунина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.