судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Беляковой Н.В., Пашковского Д.И.,
при секретаре судебного заседания Круликовской А.С.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.
дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Красноярскому краю к Шпаку Д.Г. о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17,
на решение суда Центрального района города Красноярска от 20 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Красноярскому краю к Шпаку Д.Г. о взыскании суммы налога и пени - отказать".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N17 по Красноярскому краю обратилась в суд с иском к Шпаку Д.Г. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013, 2014 года, пени.
Требования мотивированы тем, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате земельного налога за 2013 и 2014 года и пени, в связи с чем, административным истцом были направлены требования об уплате налогов и пени, которые также не были исполнены.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе МИФНС России N17 по Красноярскому краю просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, указывая на то, что налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2013 год было направлено административному ответчику 28.03.2014 года по месту его регистрации, которую он сменил лишь 05.06.2014 года, в связи с чем нарушений со стороны инспекции допущен не было. Налоговые уведомления направлялись ответчику по известному месту жительства ответчика, сведений о снятии ответчика с регистрационного учета в налоговый орган не поступало.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса надлежаще образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явилась, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Определив юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовав представленные доказательства, проверив доводы сторон суд обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска, при этом суд исходил из того, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, так в частности налоговым органом в нарушении требований закона уведомление и требование о необходимости уплаты земельного налога направлено налогоплательщику по адресу, по которому указанный налогоплательщик не зарегистрирован.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на законе и обстоятельствах дела.
Так, в соответствии со ст. п. 4 ст. 57 НК РФ обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления, в случае если налог начисляется налоговым органом.
Исходя из п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у физического лица с момента направления ему уведомления налоговым органом, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
В ст. 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МИФНС N 17 по Красноярскому краю сформировано налоговое уведомление N с расчетом суммы земельного налога за 2013 год в размере 2 "данные изъяты", срок уплаты налога указан до 05.11.2015 года. а также налоговое уведомление N 934871 от 10.04.2015 года с расчетом суммы земельного налога за 2014 год в "данные изъяты" рублей, срок уплаты налога указан до 05.10.2015 года. Указанные налоговые уведомления были направлены Шпак Д.Г. по адресу: "адрес", по указанному адресу также были направлены и требования об уплате налога.
Вместе с тем согласно адресной справке по имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Красноярскому краю и Республике Тыва, гражданин Шпак Д.Г. с 05 июня 2014 года зарегистрирована по месту жительства по адресу : "адрес"
При таких обстоятельствах учитывая, что по месту регистрации налогоплательщика уведомления и требования налоговым органом не направлялись, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска и взыскания в судебном порядке со Шпак Д.Г. земельного налога и пени за 2013 и 2014 года, поскольку обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с момента получения им налогового уведомления.
Данных о месте регистрации Шпак Д.Г. в период направления ему налогового уведомления N 1059215 об уплате земельного налога за 2013 года материалы дела не содержат, в связи с чем довод апелляционной жалобы о направлении Шпак Д.Г. данного налогового уведомления по месту его регистрации судебная коллегия отклоняет. Кроме того приложенный административным истцом список почтовых отправлений N 3544 не позволяет определить какой именно документ был направлен Шпак Д.Г. 28 марта 2014 года, налоговое уведомление также отсутствует дата составления налогового уведомления.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда Центрального района города Красноярска от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Белякова Н.В.
Пашковский Д.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.