Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Бойченко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО "Федеральная пассажирская компания" по жалобе защитника АО "Федеральная пассажирская компания" Каширского Ф.Н. на постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 15 марта 2016 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2016 года,
установил:
юридическое лицо АО "Федеральная пассажирская компания" постановлением государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора И.А.Е ... привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2016 года, привлечение юридического лица АО "Федеральная пассажирская компания" к административной ответственности признано законным и обоснованным.
Не согласившись с данными выводами, представитель АО "Федеральная пассажирская компания" по доверенности Каширский Ф.Н. обратился с жалобой в вышестоящий суд. Доводы жалобы аргументированы изменениями, внесенными в Федеральный закон от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопастности", где изменен перечень критериев отнесения к объектам транспортной инфраструктуры. На основании чего делает выводы, что пассажирское вагонное депо Оренбург- структурное подразделение Южно-Уральского филиала АО " ФПК" не соответствовало критериям отнесения к объектам транспортной инфраструктуры, а соответственно у организации не наличествовала обязанность исполнения инкриминируемых пунктов требования. Кроме того отмечает, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности в части срока для возбуждения дела об административном правонарушении. Считает, что юридическое лицо не подлежит привлечению к административной
ответственности в виду отсутствии события административного правонарушения.
Представитель АО "Федеральная пассажирская компания" по доверенности Голубков Л.О. в судебном заседании областного суда доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа в судебное заседание в Челябинский областной суд не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил. При таких обстоятельствах судья областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 1 Закона под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Пассажирского вагонного депо Оренбург - является структурным подразделение Южно Уральского филиала АО "Федеральная пассажирская компания".
Во исполнение ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее - Требования), являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры, для защиты объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств (далее - ТС)
железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ); применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п.п. 3, 4).
В силу названных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить по согласованию с перевозчиком на каждом пассажирском поезде лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности всего пассажирского поезда.( 5.2.); иметь номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС.( 5.6.4) иметь номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС. ( 5.6.5); Проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу. (5.10.); осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации. (5.12); проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий. (5.15); организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности. (5.27); воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС. ( 5.29); постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, в рамках
сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц. ( 5.30.1); Разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС (5.30.4); осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.( 5.30.16)
Из материалов дела следует, по результатам плановой проверки установлено, что АО "Федеральная пассажирская компания" при эксплуатации объекта транспортной безопастности - пассажирского вагонного депо Оренбург, не была обеспечена транспортная безопасность в части вышеуказанных Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, в связи с чем, в отношении юридического лица было возбуждено дело об административном правонарушении по 4.1 ст. 11.15.1 КоАПРФ.
Факт совершения АО "Федеральная пассажирская компания" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24 февраля 2016 года, уставом АО "Федеральная пассажирская компания", копиями положения о пассажирском вагонном депо Оренбурга, выписки из ЕГРЮЛ на АО "ФПК", свидетельства о регистрации юридического лица, инструкции о внутриобъектном и пропускном режиме депо, предписанием об устранении нарушений, и иными материалами дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАПРФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Таким образом, обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности сомнений не вызывает.
Обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности.
Доводы жалобы об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", где изменен перечень критериев отнесения к объектам транспортной инфраструктуры. На основании чего делает выводы, что пассажирское вагонное депо Оренбург -структурное подразделение Южно-Уральского филиала АО " ФПК" не соответствовало критериям отнесения к объектам транспортной инфраструктуры, а соответственно у организации не наличествовала обязанность исполнения инкриминируемых пунктов требования, не явлются состоятельными.
В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" от 10.01.2003 г. N 17-ФЗ, железнодорожный транспорт общего пользования -производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя
железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции;
железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Аналогичные понятия содержатся в ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003 годаN 18-ФЗ.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 г. N 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, являющимися обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Пассажирское вагонное депо "Оренбург" структурному подразделению Южно-Уральского филиала АО "ФПК" является объектом транспортной безопасности третьей категории, сведения внесены в Реестр категорированных объектов за N ЖДВ 311004. Этим присвоением категории подтверждает, что пассажирское вагонное депо ""Оренбург" структурному подразделению Южно-Уральского филиала АО "ФПК" является объектом транспортной инфраструктуры.
Вопреки доводам жалобы исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", возлагается не только на объекты транспортной инфраструктуры, но и на перевозчиков и на субъекты транспортной инфраструктуры. Выявленные в ходе проверки нарушения требований п.п. 5.2, 5.6.4, 5.6.5, 5.10, 5.12, 5.15, 5.27, 5.29, 5.30.1, 5.30.4, 5.30.16 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства", утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08 февраля 2011 года N 42, свидетельствуют о нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры к которым относится АО " ФПК",
Указание в жалобе, на нарушение порядка привлечения к административной ответственности в части срока для возбуждения дела об административном правонарушении, основанием к отмене вынесенного по делу решения служить не может.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В данном случае дело об административном правонарушении возбуждено прокурором, в соответствии с предоставленными ему полномочиями, предусмотренными ст. 28.4. КоАП РФ.
Согласно ч. 2 указанной статьи о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении является несущественным недостатком и не влечет признание протокола недопустимым доказательством, поскольку этот срок не является пресекательным.
Таким образом, вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 24 февраля 2016 года, не может являться основанием к отмене принятых актов.
Указание в вышеуказанном постановлении даты составления 24 февраля
2015 года, расцениваю как описку в части указания года, так как иными материалами дела повреждается, что постановление вынесено 24 февраля
2016 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ, судья, вынесший решение по делу об административном правонарушении, вправе по своей инициативе исправить допущенные в решении опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления.
Административное наказание назначено АО " ФПК" в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах, установленных санкцией ч.
1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что постановление должностного лица и решение судьи является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление государственного транспортного инспектора отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора от 15 марта 2016 года и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 07 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО "Федеральная пассажирская компания" оставить без изменения, жалобу представителя АО "Федеральная пассажирская компания" по доверенности Каширского Ф.Н. - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.