Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.,
судей Давыдовой Т.И., Скрябиной СВ.,
при секретаре Богдан О.А.,
18 августа 2016 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Мустазапова Е.И. на решение Карталинского городского суда Челябинской области от 31 мая 2016 года по иску Мустазапова Е.И. к Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Инвалида о праве на льготы", возложении обязанности выдать удостоверение "Инвалида о праве на льготы".
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Никифорова В.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустазапов Е.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Карталинского муниципального района Челябинской области (далее по тексту - УСЗН) о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Инвалида о праве на льготы", возложении обязанности выдать удостоверение "Инвалида о праве на льготы" по коду "010" и талоны на бесплатный и с 50 % скидкой для получения проездных документов в соответствии с пунктом 2.15 постановления Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69.
В обоснование иска указал, что письмом УСЗН от 04 апреля 2016 года N 1219 ему отказано в выдаче удостоверения "Инвалида о праве на льготы" российского образца, поскольку удостоверения "Инвалида о праве на льготы", выданные в Украине после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеют. Кроме того, причина установления **** в справке МСЭ, выданной 16 февраля 1998 года, не соответствует причинам ****, указанной в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", что не позволяет отнести его к названной категории граждан. Считает отказ незаконным, поскольку он имеет удостоверение "Инвалида о праве на льготы" и бесплатные талоны для проезда по СНГ как инвалид Отечественной войны 2 группы, сроком на 5 лет. Его удостоверение
"Инвалида о праве на льготы" имеет действие на территории Российской Федерации и легализовано в соответствии с Соглашением правительств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года "О взаимном признании льгот и гарантий для участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих". Статьей 8 Соглашения установлено, что основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего СССР или Сторонами по формам, действовавшим на 01 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы. Удостоверение "Инвалида о праве на льготы" выдано ему в соответствии со статьей 28 постановления Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209. Он является кадровым военным, ****, **** связана с исполнением обязанности военной службы, он был приравнен к инвалидам Великой Отечественной Войны.
Истец Мустазапов Е.И. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дела в свое отсутствие, с участием представителя Никифорова В.Н.
В судебном заседании представитель истца Никифоров В.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика УСЗН Гребенщикова И.П. исковые требования не признала, указав в письменном мнении, что УСЗН является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в Челябинской области решение о предоставлении государственной услуги либо отказ в её предоставлении принимает министр социальных отношений Челябинской области. Кроме того, основанием для выдачи удостоверения являются справки учреждений ВТЭК об инвалидности, которых у истца не имеется, поскольку он отказался от прохождения медико-социальной экспертизы.
Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области (далее - Министерство) в судебное заседание не явился, извещен, в отзыве указал, что правовые основания для выдачи истцу удостоверения "Инвалида о праве на льготы" отсутствуют.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Мустазапову Е.И. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Мустазапов Е.И. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым признать незаконным отказ в выдаче удостоверения "Инвалида о праве на льготы", возложить на УСЗН обязанность выдать удостоверение "Инвалида о праве на льготы" по коду "010" и талоны на бесплатный проезд и с 50 % скидкой для получения проездных документов в соответствии с пунктом 2.15 постановления Минтруда Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69. В обоснование приводит факты, обстоятельства и нормативные правовые акты, послужившие основанием для предъявления иска.
В возражении на апелляционную жалобу ответчик УСЗН ссылается на то, что удостоверения о праве на льготы, выданные в Украине после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеют. Причина установления ****, указанная в справке МСЭ, не соответствует причинам ****, указанным в статье 14 Федерального закона "О ветеранах", что не позволяет отнести истца к названной категории граждан. Кроме того, УСЗН является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истец Мустазапов Е.И., представитель ответчика УСЗН, представитель третьего лица Министерства о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, причины неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон) к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии; 2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе; 3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; 4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря
1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР; 5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; 6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В силу статьи 28 Федерального закона реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 01 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что согласно удостоверению серии ****, выданному Харьковским облвоенкоматом 08 декабря 1994 года, Мустазапов Е.И. является **** и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (л.д.11).
Из экспертного заключения Харьковского регионального межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и их профессионального характера при Харьковском Научно-исследовательском институте медицинской радиологии от 14 августа 1991 года N 66 следует, что Мустазапову Е.И. установлен основной диагноз: ****
****. Имеющееся заболевание связано с **** (л.д.90).
09 февраля 1998 года Мустазапов Е.И. прошел перерегистрацию и подтвердил статус участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" (л.д.83).
10 сентября 1998 года Харьковской областной государственной администрацией Мустазапову Е.М. выдан дубликат удостоверения лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы, согласно которому он имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы". Удостоверение бессрочное и действует на всей территории Украины (л.д.87).
30 ноября 2015 года Мустазапову Е.И. выдан паспорт гражданина Российской Федерации, он зарегистрирован по месту жительства в г.Карталы (л.д.7).
04 апреля 2016 года УЗСН направлен ответ за N 12198 на обращение Мустазапова Е.И. о праве на льготы на территории Российской Федерации, в котором сообщается о решении Министерства о том, что удостоверения о праве на льготы, выданные в Украине после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеют. Причина установления ****, указанная в справке МСЭ, не соответствует причинам ****, указанным в статье 4 Федерального закона "О ветеранах", что не позволяет отнести Мустазапова Е.И. к инвалидам Отечественной войны (л.д.6).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Мустазапов Е.И. не относится к лицам, приравненным по льготам к инвалидам Великой Отечественной войны, в связи с чем, право на получение соответствующих мер социальной поддержки и удостоверения инвалида о праве на льготы в Российской Федерации не имеет. Удостоверения о праве на льготы, выданные в Украине после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеют.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям законодательства, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.
Как следует из искового заявления удостоверение "Инвалида о праве на льготы" выдано Мустазапову Е.И. на основании Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантий их социальной защиты", которым к инвалидам войны отнесены военнослужащие, которые стали инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Вместе с тем, законодательством СССР и Российской Федерации не предусмотрено приравнивание военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы к инвалидам Великой Отечественной войны.
Пунктом 28 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 (далее по тексту -Положение), предусмотрено, что инвалидам Отечественной войны и инвалидам, приравненным к ним, выдаются соответственно "Удостоверение инвалида Отечественной войны" и "Удостоверение инвалида о праве на льготы", являющиеся документами, подтверждающими право на установленные льготы.
В соответствии с пунктом 27 Положения льготы, предусмотренные настоящим Положением для инвалидов Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами, в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, предоставляются также: инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны; инвалидам из числа лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел СССР и органов Комитета государственной безопасности СССР, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; инвалидам из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах и отрядах.
Также инвалиды вследствие воздействия радиации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС не отнесены к категориям граждан, указанным в статье 4 и пункту 3 статьи 14 Федерального закона, которым в соответствии с данным Федеральным законом и постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209 оформляется удостоверение "Инвалида о праве на льготы".
Порядок предоставления мер социальной поддержки для участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и признанных инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с указанной катастрофой, предусмотрен Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, согласно статье 1 которого настоящий закон направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимали участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Меры социальной поддержки для данной категории граждан предоставляются на основании соответствующих удостоверений. Спора о выдаче истцу такого удостоверения между сторонами не имеется, по пояснениям сторон удостоверение по Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 годаN 1244-1 оформляется.
Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности "военная травма". Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 и пунктами 9-12 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17, с иными формулировками, например "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, законодателем разграничены формулировки причин инвалидности в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требования истца о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения "Инвалида о праве на льготы" и связанных с этим требований.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он имеет право на получение в Российской Федерации удостоверения "Инвалида о праве на льготы" в связи с наличием у него удостоверения "Инвалида о праве на льготы", выданного в Украине, основаны на неправильном толковании норм материального права. Причиной **** Мустазапова Е.И. является заболевание, полученное им при исполнении обязанностей военнослужащего при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поэтому он не относится к категории лиц, которым в Российской Федерации выдается удостоверение "Инвалида о праве на льготы" с предоставлением соответствующих мер социальной защиты, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ. Удостоверения о праве на льготы, выданные в Украине после распада СССР на основании украинского законодательства, действия на территории Российской Федерации не имеют.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на то, что выданное ему в Украине удостоверение "Инвалида о праве на льготы" легализовано в соответствии с Соглашением правительств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года "О взаимном признании льгот и гарантий для участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", не может быть принята во внимание, поскольку Российская Федерация не сдала депозитарию уведомление, подтверждающее выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу, и ратификационную грамоту.
Кроме того, статьей 1 указанного Соглашения предусмотрено, что действие настоящего Соглашения распространяется на инвалидов и участников гражданской и Великой Отечественной войн, участников боевых действий на территории других государств, семьи погибших военнослужащих и на иные категории лиц, которым предоставлены льготы законодательством бывшего Союза ССР согласно приложению 1 к настоящему Соглашению. Однако в данном приложении не указаны лица, ставшие инвалидами, вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Рассмотрение судом первой инстанции искового заявления в порядке административного судопроизводства, несмотря на наличие между сторонами спора о праве на льготы, не влечет отмену принятого решения, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении настоящего спора судом полно и всесторонне исследованы
обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора. Нарушений материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карталинского городского суда Челябинской области от 31 мая 2016 года без изменения, апелляционную жалобу Мустазапова Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.